ОБРАЩЕНИЯ УМЕРШЕГО К ДУХАМ И БОГАМ
Вступление
Слава тебе, о, Телец владычицы Запада (Аменте), Тот, царь вечности со мной.Я великий бог у борта священной ладьи, я сражался за тебя.Я один из тех богов, тех божественных вождей, которые подтвердили правдивые
речи Осириса перед его недругами в день взвешивания слов.Я есмь твой родич Осирис.Я есмь один из тех богов, которые были детьми богини Нут, которые кромсали на куски недругов Осириса и которые сковали оковами тьму бесов Себау в его защиту (Осириса). Я есмь твой сородич Гор, Я сражался ради тебя, Я пришел к тебе во имя твое. Я есмь бог Тот, который подтвердил истину слов Осириса перед лицом его недругов
в день взвешивания слов в великом Доме Первенца, который обитает в Гелиополе.Я есмь Тети, сын Тети.Мать моя зачала меня в Бу-сирисе и дала мне рождение в Бусирисе. Я вместе с носящими траур и с женщинами, которые рвут на себе волосы и оплакивают Осириса в Тауи-Рахти, подтверждая истинность слов Осириса перед лицрм его недругов. Бог Ра повелел Тогу подтвердить правоту слов Осириса перед его врагами; то, что было велено ради Осириса, пусть то же будет сделано и ради меня Тотом. Я вместе с Гором в день облачения (тештеш). Я открываю спрятанные водные источники для омовений Урт-аб. Я отпираю врата Шетаитской святыни в Рэсэтеве.
Я вместе с Гором как защитник левого плеча Осириса, обитателя Летополя. Я вхожу и выступаю вперед среди пламенных богов в день сокрушения (уничтожения) извергов (змея) Себау в Летополе.Я вместе с Гором в день торжеств Осириса, при совершении приношений и возлияний, а именно, в праздник, который отмечается на шестой день месяца, и в день праздника Тенат в Гелиополе. Я есмь жрец-уаб (совершающий возлияния) в Буси-рисе, Рера, житель в Доме Асара (Пар-асар). Я возношу его на самое высокое место страны.Я взираю на сокровенные вещи (мистерии) в Рэсэтеве.Я распеваю слова литургии праздника Духа-бога в Бу-сирисе. Я есмь жрец-сам и отправляю его службу. Я есмь жрец-уэр-хепре-хам ("царь великий возникший"?) в день возложения Ладьи Хну бога Сокара на ее божественные сани. Я взял в свою руку копательное орудие в день "копки земли" в Гераклеополе.Славьтесь, о, вы, кто позволяет совершенным душам войти в Дом Осириса, сделайте вы так, чтобы хорошо обученная душа Осириса, писаря Ани, чье слово истинно, вошла и пребывала с вами в доме Осириса.
Пусть же он слышит так же, как слышите вы; пусть он видит, так же, как и вы видите; пусть он встает так же, как и вы встаете; пусть он садится так же, как и вы садитесь. Славьтесь, о, вы, кто дает пироги и пиво совершенным душам Дома Осириса, та дайте же пироги и пиво дважды всякий день (утром и вечером) душе Осириса Ани, чье слово истинно пред ликом богов, владык Абидоса, и чье слово истинно с вами. Святитесь, о, вы, кто открывает путь, кто действует как поводырь на дорогах в Ином мире по отношению к душе Осириса, писаря, переписчика всех жертвоприношений, совершенных для богов, писаря Ани, чье слово истинно у вас. Пусть же он войдет в Дом Осириса со смелостью, пусть же он выступит оттуда дальше с миром.Да не будет созданного противостояния для него, и да не будет он отправлен обратно! Да войдет он под покровительством Осириса, и да выступит он вперед
вознагражденный при принятии его правдивых слов. Пусть его распоряжения выполняются в доме Осириса, пусть его слова странствуют вместе с вами, пусть он будет славен, как и вы. Да не обнаружится, что он легок на чаше весов, пусть Весы склонятся в его деле (в его) пользу*. Ты позволь мне не быть судимым согласно устам большинства. Пусть моя душа поднимется вверх перед ликом Осириса, после того, как обнаружится, что она была чиста, когда (была) на земле. Пусть я предстану перед тобой, о, Владыка богов. Пусть я прибуду в округ богини Маат-Истины. Пусть я поднимусь на мой престол подобно богу, одаренному вечной жизнью. Пусть я излучу свет подобно Сонму Богов, которые обитают в небесах. Пусть я стану подобным вам (бессмертным). Пусть я возвышу свои стопы в городе Хар-Аха. Пусть я взгляну на ночную ладью вечности бога, Саха, который свят, как она
проходит по небу. Да не буду я отвергнут; да взгляну я на владык инобытия (или, согласно другому чтению), на Сонм Богов. пусть я вдохну благоухание божественной пищи Сонма Богов; да воссяду я вместе с ними. Пусть мое имя провозгласят для жертвоприношений жрецом Хархабом за жертвенным столом. Да услышу я моления, которые произносятся, когда представляются приношения. Да унесу(?) я в Нашам-ладью; и пусть никогда мое сердце и душа, ни ее господин не будут отвергнуты. Поклон тебе, о, Предводитель Запада, ты, бог Осирис, который обитает в городе Нифу, великом. Даруй ты (благо), чтобы я мог прибыть в мире к Западу (или богине Аменте). Пусть владыки Святой земли Та-Тасрет примут меня, и да скажут они мне: "Привет, привет. Добро пожаловать, добро пожаловать!" Да уготовят они для меня сидение сбоку от председателя предводителей. Да примет меня богиня-нянька в нужное время, и да выступлю я вперед в присутствии Онуфрия с правдивым словом. Да буду я последователем Гора в земле Ра и Осириса в Бусирисе. И да совершу я все превращения, которые мое сердце могло бы пожелать свершить во всяком месте, где бы ни пожелала быть моя душа-двойник (Ка). Глава начинается словами: "Осирис Ани, писарь, сказал..." В Туринском папирусе, изд. Лепсия, эта глава заканчивается следующими словами: "... Умерший мужчина именуется Осирисом, к примеру: Осирис, писарь пожертвований всех богов, Ани, чье слово истина. Умершая женщина также именуется Осирисом, к примеру: Осирис, певица Амуна,
Анхаи, чье слово Истина. Если этот текст будет известен умершему еще при жизни или если он заставит выполнить его в письменном виде на собственном саркофаге, тогда он окажется способным выступить в любой день, когда ему заблагорассудится, и войти в его обитель не отвергнутым. Пироги, и пиво, и куски мяса от тех, что суть на алтаре Ра, будут даны ему, и его поместье будет среди Полей 1ростника (Сехт-Аару), а пшеница и ячмень будут даны
ему там, и он будет благоденствовать там так же, как он благоденствовал на Земле".
Глава о том, как телу умершего войти в инобытие в день погребального
обряда, когда следующие слова следует говорить
Поклонение тебе, о, ты, который обитаешь в святом холме Запада (Аменте), Осирис, царский писарь Нехт-Амун, чье слово правдиво, знает тебя, он знает твое имя. Ты доставь его от червей, которые суть в Рэсэтеве, которые живут на телах мужей и жен и кормятся их кровью, к Осирису, возлюбленного служителя бога этого города,царского писаря Нахту-Амана, ты знаешь, и он знает твои имена. Пусть же приказ о его защите будет первым распоряжением Осириса, владыки крайнего предела, который хранит его тело спрятанным. Пусть он даст ему отпуск от того Ужасного, который обитает у изгиба Реки Запада,и пусть он укажет те деяния, которые поднимут его.
Позволь ему пройти к тому, чей престол расположен во мраке, кто дает свет в Земле Ра. О, ты, владыка Света, ты приди и поглоти червей, что на Западе. Пусть Великий бог, который обитает в Бусирисе, и кто сам по себе не виден, услышит его молитвы, и пусть те, кто приносит бедствия, держат его в страхе, пока он выступает вперед с приговором их загробного суда к божественному обиталищу. Я есмь Осирис, царский писарь, Нахту-Аман, приди, неся приказ Ниб-ар-тар, и я есмь Гор, который принимает владение его троном за него. Его отец, владыка всех тех, кто суть в ладье его отца Гора, приписывают восхваления ему. Он идет, принося известия... Пусть он увидит город Гелиополь. Их вождь будет стоять на земле перед ним, писари будут возвеличивать его у врат их собраний, а твои люди будут пеленать его бинтами в Гелиополе. Он предводитель пленных небес, и он схватил своей хваткой землю. Ни небеса, ни земля не могут быть отняты у него, ибо, внимай, он есть Ра, первородный из богов. Его мать будет нянчить его и будет давать ему свою грудь на горизонте. Слова этой главы должны быть сказаны после того, как умерший положен на покой у Аменте; с помощью их область Теннт будет удовлетворена своим господином. А покойный (Осирис, царский писарь, Нахту-Аман), чьи слова — истина, выступитвперед, и он взойдет на борт ладьи Ра, и его тело на похоронных дрогах будет учтено, и он установится в инобытии. Дарование уст умершему Я поднимаюсь из Яйца в Скрытом мире. Пусть будут даны мне уста, чтобы я мог говорить ими в присутствии великого бога, владыки инобытия. Да не будут моя рука и мое рамо отвергнуты в присутствии владетельных князей (татау) любым из богов. Я Осирис, владыка земли Ра. Да буду я, Осирис, писарь Ани, чье слово правдиво, иметь свою долю вместе с ним, кто есть на верху ступеней (Осирис). Согласно желанию моего сердца я выступил с острова Несерсерт, и я погасил огонь. Почет тебе, о, ты, владыка сияния, правитель храма, первенствующий в ночи и в
густой тьме. Я пришел к тебе. Я сияющий, я чист.Мои руки простерты к тебе, ты имел много благ от моих предков.Дай ты мне мои уста, дабы я мог говорить ими. Я проведу мое сердце во время пламени и ночи*. Глава начинается словами: "Глава дарования уст Осирису Ани, писарю и учетчику жертвоприношений, которые совершены всем богам, чье слово правдиво, кто говорит так..." Следующий отрывок взят из саисской (сахидской) редакции, где он начинается словами: "Глава дарования уст Осирису, писарю Ани, который говорит: ... Если эта глава будет известна умершему (Осирису, писарю Ани) на земле или если она будет выполнена в письменном виде на его саркофаге, он выступит вперед днем во всякой форме, которая ему понравится, и он войдет в свое пристанище, и не будет отвергнут. И пироги, и пиво, и куски мяса, из тех, которые суть на алтаре Осириса, будут даны ему; и он придет с миром на Поля Тростника, как это будет удобно по повелению обитателя Бусириса. Пшеница и ячмень (дхура) будут даны ему там, и он будет благоденствовать там точно так же, как он благоденствовал на земле; и он будет делать то, что ему понравится делать, точно так же, как поступают сонмы богов, которые суть в инобытии, постоянно и продолжительно, миллионы раз".
Глава выхода днем и открытия пути через Запад
Почет вам, о, вы, владыки Куу (души-двойники), вы, кто суть без греха, кто живет бесконечные и беспредельные зоны времен, которые составляют вечность. Я открыл путь к вам для себя самого. Я стал духом в моих формах, я обрел господство над моими словами магической силы, и я приспособился к духу; вот почему исторгните вы меня из (пасти) крокодила, который обитает в стране Истины. Даруйте же вы мне мои уста, чтобы я мог ими говорить, и сделайте вы так, чтобы погребальные приношения свершались для меня в вашем присутствии. Ибо я знаю вас, и я знаю ваши имена, и я знаю также имя могущественного бога, пред ликом кого вы накрываете вашу небесную трапезу. Его имя Такам. Когда он открывает свой путь на восточном небосклоне, когда он садится на западном небосклоне, пусть он унесет меня с собой, и я буду цел и невредим. Да не прикончит меня Ночь (Мескете), да не получит изверг Себау власти надо мной, да не буду я удален от ворот Иного мира, да не будут ваши врата закрыты перед моим лицом. Ибо мои пироги суть в городе Буто, а мое пиво есть в городе Деп. И там, в небесных особняках, которые мой божественный отец Атум воздвиг, пусть мои руки держат пшеницу и ячмень, которые будут выдаваться мне там в обильной мере, и пусть мой сын, моя плоть от плоти, готовит там для меня пищу. А вы даруйте мне, когда я есмь там, погребальные тризны, и воскурение ладана, и мази для умащения, и все чистые и прекрасные вещи, в которых обитает бог, во всяком деянии навсегда, во всех преображениях, которые мне понравится совершить. И даруйте мне мощь плыть вниз по течению и плыть под парусом вверх по течению потока в Поле Тростников, и да достигну я Поля Жертвоприношений. Я есмь двойня богов-львов (города Леонтополя).
В преддверии дома Осириса
Имена богов Великого Сонма
1. Ра-Хармахис (др. — егип. Риа-Хар-ма-ху) — Ра-Гор на небосклоне, Великий бог в его ладье. Сфинкс или лев с головой сокола. 2. Атум (др. — егип. Атама). 3. Шу (др. — егип. Шау). 4. Тефнут (др. — егип. Тфини).
5. Геб (др. — егип. Гиб), Владыка Земли. 6. Нут (др. — егип. Ни), Владычица Небес.7. Эсе (др. — егип. Иси) — Исида. 8. Небтху (др. — егип. Нибтха, позд. — егип. Небтхо) — Нефти да. 9. Гор (др. — егип. Хара, сред. — егип. Хар, позд. — егип. Хор, Хур), Великий Бог. 10. Хатхор (др. — егип. Хат-Хара, сред. — егип. Хат-хор) — Атирис, Владычица Запада — Аменте. 11. Ху (др. — егип. Хау, позд. — егип. Хоу, Ху) — божественная воля, бог творческого слова, "слово Птаха". 12. Са (др. — егип. Сиа, позд. — егип. Сэ).Привет, о, все боги Дома Духа, которые взвешивают небеса и землю на весах и которые подают небесную пищу (душам умерших). Привет тебе, "Возникшая Земля", которая есть Единый (бог), ты, творец смертных и сонмов богов Юга и Севера, Запада и Востока, приписываешь нам восхвалять Ра, господина Небес, царя, да будет он жив, силен и здрав, создателя богов. Воздайте благодарения ему в его благодетельной форме, которая восседает на престоле Ладьи Миллионов Лет.Существа небесные восхваляют тебя, существа земные поют тебе славу.Обе Истины Маат (богиня двух истин Маат) расставляют указательные знаки на пути для тебя изо дня в день и всякий день. "Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперед, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра. Сыны Мятежа больше никогда не восстанут. Дом Старца празднует, и голоса тех, кто веселится, суть в Великом Месте. Боги ликуют, когда они видят Ра увенчанным на его престоле и когда его лучи наводняют мир светом. Его величество, этот святой бог, отправляется в свое странствие, и он следует, пока не достигает земли Мина (Панополя). Земля освещается при его рождении каждый день; он проследует, пока не
достигнет места, где он был вчера. О, ты да пребудешь в мире со мной. Позволь мне взирать на твои красоты. Позволь мне странствовать над землей. Позволь мне поразить осла. Позволь мне рассечь на куски Змея-изверга Себау. Позволь мне уничтожить Апопа (Апапи) в миг его величайшей власти. Позволь мне увидеть рыбу Абидоса — лепидот, в его сезон, и рыбу оксиринх вместе с ладьей, когда он правит ею на своем озере. Позволь мне увидеть Гора, когда он на вахте у рулевого весла ладьи Ра, с богиней Двух Истин (богиней Маат) с двух сторон от него. Позволь мне схватиться за бечеву (буксирный канат) ночной Ладьи Миллионов Лет и кормовой канат днев-ной Ладьи. Пусть Ра одарит меня видом солнечного диска и зрелищем Аха-месяца беспрерывно всякий день. Пусть моя душа-проявление (Ба) выйдет прогуляться туда и сюда и куда бы ей ни пожелалось. Пусть мое сакральное имя (Рин) будет произнесено, пусть оно будет обнаружено начертанным на табличке, которая перечисляет имена тех, кто должен получать приношения. Пусть яства из погребальных приношений будут даны мне в присутствии Осириса, как тем, кто должен быть в свите Гора. Пусть будет уготовано мне место посадки в Ладье Ра в день, когда бог отплывает. Позволь мне быть принятым в присутствии Осириса в Земле Говорящих истину, мне — душе-двойнику (Ка) Осириса Ани (писца). Глава начинается словами: "К душе-двойнику (Ка) Осириса, писаря Ани, который говорит истину перед Осирисом и который так говорит..." Заклинание Эб (души-сердца) Эб-сердце мое, моя мать; мое Эб-сердце — моя мать! Мое Эб-сердце, посредством чего я воссуществовал! Да не встанет оно, чтобы противостоять мне на суде, да не будет мне противостоящих в присутствии вождей (татау); да не будет разделения между мной и тобой в присутствии того, кто хранит равновесие (весов)! Ты моя душа-двойник (Ка), который обитает в моем теле; бог Хнум, что соединил воедино и укрепил части моего тела. Пусть и ты войдешь в место счастья, куда мы идем. Пусть служители шениу, которые создают условия человеческих жизней, не соделают мое имя смердящим, и да не будут сказаны лживые слова против меня в присутствии бога. Пусть это будет удовлетворительно для нас, и пусть бог Внемлющий будет к нам благосклонен, и пусть возрадуется сердце у нас при взвешивании слов. Пусть ничто из того, что лживо, не будет произнесено против меня пред ликом Великого бога, владыки Запада. Поистине, сколь велико будешь ты, когда ты возвысишься в триумфе. Сердце-душа, душа-сердце Эб (др. — егип. Иб, позд. — егип. Эб) — это вместилище человеческого сознания (ср. совр. термин "ментальное тело"). Средоточием человеческого сознания египтяне считали сердце (одно слово для сердца и души-сердца). Эб образован человеческими мыслями и мысленными образами. Эб чрезвычайно подвижен, прозрачен и нежен.
Эб рассматривался как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на загробном суде Эб мог стать опасным свидетелем для умершего, дать богам неблагоприятные показания относительно его земной жизни. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека. Книга Мертвых содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на суде против умершего.
В процессе мумификации нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания на загробном суде.
обряда, когда следующие слова следует говорить
Поклонение тебе, о, ты, который обитаешь в святом холме Запада (Аменте), Осирис, царский писарь Нехт-Амун, чье слово правдиво, знает тебя, он знает твое имя. Ты доставь его от червей, которые суть в Рэсэтеве, которые живут на телах мужей и жен и кормятся их кровью, к Осирису, возлюбленного служителя бога этого города,царского писаря Нахту-Амана, ты знаешь, и он знает твои имена. Пусть же приказ о его защите будет первым распоряжением Осириса, владыки крайнего предела, который хранит его тело спрятанным. Пусть он даст ему отпуск от того Ужасного, который обитает у изгиба Реки Запада,и пусть он укажет те деяния, которые поднимут его.
Позволь ему пройти к тому, чей престол расположен во мраке, кто дает свет в Земле Ра. О, ты, владыка Света, ты приди и поглоти червей, что на Западе. Пусть Великий бог, который обитает в Бусирисе, и кто сам по себе не виден, услышит его молитвы, и пусть те, кто приносит бедствия, держат его в страхе, пока он выступает вперед с приговором их загробного суда к божественному обиталищу. Я есмь Осирис, царский писарь, Нахту-Аман, приди, неся приказ Ниб-ар-тар, и я есмь Гор, который принимает владение его троном за него. Его отец, владыка всех тех, кто суть в ладье его отца Гора, приписывают восхваления ему. Он идет, принося известия... Пусть он увидит город Гелиополь. Их вождь будет стоять на земле перед ним, писари будут возвеличивать его у врат их собраний, а твои люди будут пеленать его бинтами в Гелиополе. Он предводитель пленных небес, и он схватил своей хваткой землю. Ни небеса, ни земля не могут быть отняты у него, ибо, внимай, он есть Ра, первородный из богов. Его мать будет нянчить его и будет давать ему свою грудь на горизонте. Слова этой главы должны быть сказаны после того, как умерший положен на покой у Аменте; с помощью их область Теннт будет удовлетворена своим господином. А покойный (Осирис, царский писарь, Нахту-Аман), чьи слова — истина, выступитвперед, и он взойдет на борт ладьи Ра, и его тело на похоронных дрогах будет учтено, и он установится в инобытии. Дарование уст умершему Я поднимаюсь из Яйца в Скрытом мире. Пусть будут даны мне уста, чтобы я мог говорить ими в присутствии великого бога, владыки инобытия. Да не будут моя рука и мое рамо отвергнуты в присутствии владетельных князей (татау) любым из богов. Я Осирис, владыка земли Ра. Да буду я, Осирис, писарь Ани, чье слово правдиво, иметь свою долю вместе с ним, кто есть на верху ступеней (Осирис). Согласно желанию моего сердца я выступил с острова Несерсерт, и я погасил огонь. Почет тебе, о, ты, владыка сияния, правитель храма, первенствующий в ночи и в
густой тьме. Я пришел к тебе. Я сияющий, я чист.Мои руки простерты к тебе, ты имел много благ от моих предков.Дай ты мне мои уста, дабы я мог говорить ими. Я проведу мое сердце во время пламени и ночи*. Глава начинается словами: "Глава дарования уст Осирису Ани, писарю и учетчику жертвоприношений, которые совершены всем богам, чье слово правдиво, кто говорит так..." Следующий отрывок взят из саисской (сахидской) редакции, где он начинается словами: "Глава дарования уст Осирису, писарю Ани, который говорит: ... Если эта глава будет известна умершему (Осирису, писарю Ани) на земле или если она будет выполнена в письменном виде на его саркофаге, он выступит вперед днем во всякой форме, которая ему понравится, и он войдет в свое пристанище, и не будет отвергнут. И пироги, и пиво, и куски мяса, из тех, которые суть на алтаре Осириса, будут даны ему; и он придет с миром на Поля Тростника, как это будет удобно по повелению обитателя Бусириса. Пшеница и ячмень (дхура) будут даны ему там, и он будет благоденствовать там точно так же, как он благоденствовал на земле; и он будет делать то, что ему понравится делать, точно так же, как поступают сонмы богов, которые суть в инобытии, постоянно и продолжительно, миллионы раз".
Глава выхода днем и открытия пути через Запад
Почет вам, о, вы, владыки Куу (души-двойники), вы, кто суть без греха, кто живет бесконечные и беспредельные зоны времен, которые составляют вечность. Я открыл путь к вам для себя самого. Я стал духом в моих формах, я обрел господство над моими словами магической силы, и я приспособился к духу; вот почему исторгните вы меня из (пасти) крокодила, который обитает в стране Истины. Даруйте же вы мне мои уста, чтобы я мог ими говорить, и сделайте вы так, чтобы погребальные приношения свершались для меня в вашем присутствии. Ибо я знаю вас, и я знаю ваши имена, и я знаю также имя могущественного бога, пред ликом кого вы накрываете вашу небесную трапезу. Его имя Такам. Когда он открывает свой путь на восточном небосклоне, когда он садится на западном небосклоне, пусть он унесет меня с собой, и я буду цел и невредим. Да не прикончит меня Ночь (Мескете), да не получит изверг Себау власти надо мной, да не буду я удален от ворот Иного мира, да не будут ваши врата закрыты перед моим лицом. Ибо мои пироги суть в городе Буто, а мое пиво есть в городе Деп. И там, в небесных особняках, которые мой божественный отец Атум воздвиг, пусть мои руки держат пшеницу и ячмень, которые будут выдаваться мне там в обильной мере, и пусть мой сын, моя плоть от плоти, готовит там для меня пищу. А вы даруйте мне, когда я есмь там, погребальные тризны, и воскурение ладана, и мази для умащения, и все чистые и прекрасные вещи, в которых обитает бог, во всяком деянии навсегда, во всех преображениях, которые мне понравится совершить. И даруйте мне мощь плыть вниз по течению и плыть под парусом вверх по течению потока в Поле Тростников, и да достигну я Поля Жертвоприношений. Я есмь двойня богов-львов (города Леонтополя).
В преддверии дома Осириса
Имена богов Великого Сонма
1. Ра-Хармахис (др. — егип. Риа-Хар-ма-ху) — Ра-Гор на небосклоне, Великий бог в его ладье. Сфинкс или лев с головой сокола. 2. Атум (др. — егип. Атама). 3. Шу (др. — егип. Шау). 4. Тефнут (др. — егип. Тфини).
5. Геб (др. — егип. Гиб), Владыка Земли. 6. Нут (др. — егип. Ни), Владычица Небес.7. Эсе (др. — егип. Иси) — Исида. 8. Небтху (др. — егип. Нибтха, позд. — егип. Небтхо) — Нефти да. 9. Гор (др. — егип. Хара, сред. — егип. Хар, позд. — егип. Хор, Хур), Великий Бог. 10. Хатхор (др. — егип. Хат-Хара, сред. — егип. Хат-хор) — Атирис, Владычица Запада — Аменте. 11. Ху (др. — егип. Хау, позд. — егип. Хоу, Ху) — божественная воля, бог творческого слова, "слово Птаха". 12. Са (др. — егип. Сиа, позд. — егип. Сэ).Привет, о, все боги Дома Духа, которые взвешивают небеса и землю на весах и которые подают небесную пищу (душам умерших). Привет тебе, "Возникшая Земля", которая есть Единый (бог), ты, творец смертных и сонмов богов Юга и Севера, Запада и Востока, приписываешь нам восхвалять Ра, господина Небес, царя, да будет он жив, силен и здрав, создателя богов. Воздайте благодарения ему в его благодетельной форме, которая восседает на престоле Ладьи Миллионов Лет.Существа небесные восхваляют тебя, существа земные поют тебе славу.Обе Истины Маат (богиня двух истин Маат) расставляют указательные знаки на пути для тебя изо дня в день и всякий день. "Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперед, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра. Сыны Мятежа больше никогда не восстанут. Дом Старца празднует, и голоса тех, кто веселится, суть в Великом Месте. Боги ликуют, когда они видят Ра увенчанным на его престоле и когда его лучи наводняют мир светом. Его величество, этот святой бог, отправляется в свое странствие, и он следует, пока не достигает земли Мина (Панополя). Земля освещается при его рождении каждый день; он проследует, пока не
достигнет места, где он был вчера. О, ты да пребудешь в мире со мной. Позволь мне взирать на твои красоты. Позволь мне странствовать над землей. Позволь мне поразить осла. Позволь мне рассечь на куски Змея-изверга Себау. Позволь мне уничтожить Апопа (Апапи) в миг его величайшей власти. Позволь мне увидеть рыбу Абидоса — лепидот, в его сезон, и рыбу оксиринх вместе с ладьей, когда он правит ею на своем озере. Позволь мне увидеть Гора, когда он на вахте у рулевого весла ладьи Ра, с богиней Двух Истин (богиней Маат) с двух сторон от него. Позволь мне схватиться за бечеву (буксирный канат) ночной Ладьи Миллионов Лет и кормовой канат днев-ной Ладьи. Пусть Ра одарит меня видом солнечного диска и зрелищем Аха-месяца беспрерывно всякий день. Пусть моя душа-проявление (Ба) выйдет прогуляться туда и сюда и куда бы ей ни пожелалось. Пусть мое сакральное имя (Рин) будет произнесено, пусть оно будет обнаружено начертанным на табличке, которая перечисляет имена тех, кто должен получать приношения. Пусть яства из погребальных приношений будут даны мне в присутствии Осириса, как тем, кто должен быть в свите Гора. Пусть будет уготовано мне место посадки в Ладье Ра в день, когда бог отплывает. Позволь мне быть принятым в присутствии Осириса в Земле Говорящих истину, мне — душе-двойнику (Ка) Осириса Ани (писца). Глава начинается словами: "К душе-двойнику (Ка) Осириса, писаря Ани, который говорит истину перед Осирисом и который так говорит..." Заклинание Эб (души-сердца) Эб-сердце мое, моя мать; мое Эб-сердце — моя мать! Мое Эб-сердце, посредством чего я воссуществовал! Да не встанет оно, чтобы противостоять мне на суде, да не будет мне противостоящих в присутствии вождей (татау); да не будет разделения между мной и тобой в присутствии того, кто хранит равновесие (весов)! Ты моя душа-двойник (Ка), который обитает в моем теле; бог Хнум, что соединил воедино и укрепил части моего тела. Пусть и ты войдешь в место счастья, куда мы идем. Пусть служители шениу, которые создают условия человеческих жизней, не соделают мое имя смердящим, и да не будут сказаны лживые слова против меня в присутствии бога. Пусть это будет удовлетворительно для нас, и пусть бог Внемлющий будет к нам благосклонен, и пусть возрадуется сердце у нас при взвешивании слов. Пусть ничто из того, что лживо, не будет произнесено против меня пред ликом Великого бога, владыки Запада. Поистине, сколь велико будешь ты, когда ты возвысишься в триумфе. Сердце-душа, душа-сердце Эб (др. — егип. Иб, позд. — егип. Эб) — это вместилище человеческого сознания (ср. совр. термин "ментальное тело"). Средоточием человеческого сознания египтяне считали сердце (одно слово для сердца и души-сердца). Эб образован человеческими мыслями и мысленными образами. Эб чрезвычайно подвижен, прозрачен и нежен.
Эб рассматривался как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на загробном суде Эб мог стать опасным свидетелем для умершего, дать богам неблагоприятные показания относительно его земной жизни. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека. Книга Мертвых содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на суде против умершего.
В процессе мумификации нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания на загробном суде.