Пятница, 19.04.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость
widgeo.net
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: magnika-dagon  
Форум » ФОРУМ » ТРАВНИК И ЯДЫ » каталог деревьев (каталог деревьев)
каталог деревьев
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:27 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Орех грецкий
Это дерево происходит из Припонтийских областей, ку*да было завезено из Бактрии, с гор Имая и Эмода. Лучше всего плодоносит одиноко стоящее ореховое дерево. Затем по плодовитости следуют орехи, растущие вдоль дорог и из*городей. В густых ореховых садах или рощах орехи плодо*носят мало — в лучшем случае треть цветов дает завязи.
Отвар молодых нарезанных листьев грецкого ореха или незрелых плодов с давних времен применяли внутрь при ка*тарах желудка и кишечника, рахите, кровотечениях и подаг*ре. Из смеси ореховых листьев с оливковым маслом изго*тавливали мазь для быстрого заживления ран.
Орех был посвящен богине Артемиде Кариатиде. По пре*данию, в ореховое дерево была превращена Карюя, дочь лаконского царя и возлюбленная бога Диониса. Там, где это случилось, вырос городок Карий с известным святилищем Артемиды.
Согласно другой легенде, нимфы Кариатиды, водившие хоровод вокруг священного дерева Артемиды, испугались
сатиров и бросились под его защиту. Богиня превратила их в орехи, висящие на ветвях мощного ореха.
Орех, благодаря своему необыкновенно долголетнему плодоношению, символизирует долголетие, изобилие и до*статок. Поэтому в Элладе было принято преподносить друг другу орехи в торжественных случаях.
В Риме также существовал любопытный обычай. В доме каждого юноши до поры до времени хранился запас орехов. Собираясь жениться, молодой человек выходил на улицу и разбрасывал эти орехи среди своих приятелей помоложе. Отдавая орехи, он как бы расставался со своей уходящей молодостью. Вообще, в Риме орехи, в том или ином качест*ве, служили непременным атрибутом свадебных обрядов.
Обильный урожай грецких орехов предвещал суровую зиму и хорошие виды на урожай зерновых в следующем году.
Грецкие орехи — знак, предвещавший радости и благо*склонность Судьбы. Сон, в котором приходилось есть гни*лые грецкие орехи, доказывал, что ожидания обернутся го*речью и разочарованием. Если молодая женщина видела во сне, что ее руки перепачканы грецкими орехами, значит, возлюбленный перенесет внимание на другую, а она будет жалеть о своем неблагоразумном поведении.
Календарное значение ореха — первая половина третье*го месяца после летнего солнцестояния.

Орешник
Лещина использовалась еще неолитическим населением VI—V-гыс. до н. э. селения Пазарджик (Болгария). Лещи*на — спутник дуба. В дубравах она мирно уживается со своим великовозрастным и высоким сородичем.
В древности большую часть орехов лещины поставляли из Понта, городов Трапезунд и Керасунт, жители которых были в основном заняты выращиванием лещины и грецкого ореха.
Орешник служил символом правосудия. Он считался священным растением Фемиды, Ор и Мойр. Ассоциативно его связывали с семейством кошачьих.
В кельтской традиции лесной орех (ирландское coil) все*гда являлся символом мудрости. Считалось, что в ореховой скорлупе непременно заключено нечто прекрасное, емкое и значительное.
У друидов орех также был деревом вестников. В древно*сти ирландские вестники носили при себе белые ореховые ветки.
В сказании о Финне18 говорилось, что некогда близ Тип-перери (Ирландия) существовал прекрасный источник Коннла, над которым нависало девять ореховых деревьев поэтического искусства, дававших одновременно цветы и плоды. Орехи падали в источник, где их съедал обитавший там лосось. Сколько орехов падало в воду, столько ярких пятен появлялось на спине этого лосося. В этих орехах за*ключалось знание всех наук и искусств.
Финн также использовал древесину ореха в качестве ма*териала для своего щита в битве с фоморами19.
В другом сказании ствол ореха расщепился надвое, ког*да в развилку ветвей засунули голову мертвого божества Балора20. Из этого ореха стало сочиться ядовитое молоко, на нем не осталось листвы; в конце концов на дереве посе*лились грифы и вороны.
Раздвоенная ореховая ветка использовалась не только для отыскания зарытых сокровищ или подземных вод, но и для определения убийцы и вора.
Считалось, что, если загадать желание в «шапочке жела*ний» из побегов орешника, оно непременно исполнится.
Ореховое дерево, как считали древние, давало плоды раз в девять лет.
Согласно истории Ирландии, три самых древних прави*теля этой страны носили имена Мак Ко(о)лл, Мак Кеахт и Мак Грейне (Сын Ореха, сын Плуга и сын Солнца). Эти три брата вступили в брачный союз с тремя сестрами — Эйре, Фотлой и Банбой.
Месяц лесного ореха — девятый после зимнего солнце*стояния.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:27 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Осина
Это дерево — символ вздохов и стонов.
На западном побережье Голландии можно встретить осины высотой от 15 до 30 м, полностью погребенные под песчаными дюнами и тем не менее сохранившие жизнь. Над песком виднеются только самые верхние веточки дере*вьев, но они дают листья и растут как ни в чем не бывало. Это — подземные деревья.
Осину издавна использовали в лечебных целях. Отвар из почек осины давали больным при поносе и простудной ломоте. Простейшим средством против зубной боли счита*лась поваренная соль, пропитанная осиновым соком.
Мастера похоронных дел в древней Ирландии обмерива*ли трупы с помощью фе — прута из осины. Фе служил на*поминанием душам умерших, что телесная смерть — это не конец.
Золотые головные уборы в форме венков из осиновых листьев были обнаружены в некоторых месопотамских захо*ронениях III тыс. до н. э.
Считалось, что осина способна излечить лихорадку. Для этого необходимо было проделать в стволе дерева дырку, положить туда обрезки ногтей больного и плотно заткнуть отверстие.
Согласно древним приметам, осина снилась к несчастью. Для женщины это служило сигналом опасности утратить уважение почтенных людей. В широком смысле этот сон мог означать, что ваше имя попытаются запятнать недоброжела*тели. Такой сон предвещал также, что даже влюбленные го*товы нанести друг другу обиды.
Календарное значение осины такое же, как и у белого то*поля,— вторая половина второго месяца после весеннего равноденствия и вторая половина второго месяца после осеннего равноденствия.

Осокорь
Его также называют черный тополь, дерево смерти. Отвары и настойки почек и листьев черного тополя зна*хари применяли при ревматизме, подагре, геморрое, а ино*гда — как средство при выпадении волос.
Осокорь и пихта фигурировали в гаданиях: считалось, что пихта вселяла надежду, а осокорь отбирал ее.

Падуб
Красный, каменный или кермесоносный падуб Ilex — вечнозеленый близнец обыкновенного дуба. У него колю*чие листья, и на нем кормятся красные черви, похожие на ягоды (в древности их считали плодами падуба). Из этих червей в древности приготовляли возбуждающий эликсир и извлекали красный краситель (разновидность царского пурпура).
Падуб (др.-ирл. tinne) — наиболее популярное дерево в ирландской поэзии. В «Песне лесных деревьев» и в «Гим*не падубу» утверждалось, что падуб — лучшее из всех де*ревьев:
Из всех деревьев, что растут в лесу,
Достоин падуб лишь носить корону.
(Пер. Л. Володарской)
Неизменно воспевались белизна цветка падуба, алый цвет его ягод, острота шипов и горечь коры.
Падуб впервые упоминается в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре». Зеленый рыцарь — это бес*смертный великан с дубинкой из падуба. Зеленый рыцарь и сэр Гавейн, который обрисован как герой Кухулин, заклю*чают соглашение, что по очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета. Но рыцарь-падуб пощадил короля-дуба.
В «Женитьбе сэра Гавейна» король Артур, обосновав*шийся в Карлайле, говорит:
...Когда болото я прошел, То встретил даму,
Она в одеждах алых там сидела Меж падубом и дубом.
(Пер. -Л. Володарской)
В валлийском предании говорится, что рыцарь Дуб и ры*царь Падуб будут сражаться каждый первый день мая до самого Страшного суда из-за дамы Крайтилад.
Во время зимних сатурналий италийские земледельцы издревле использовали падуб.
У этрусков бытовал культ бога-громовержца, вооружен*ного огненным трезубцем или тремя зигзагами молний, по имени Тин.
Галлы именовали своего бога-громовержца именем Таннус.
В греческой традиции отношение к букве «тау», которую усматривали как в слове крест (виселица) — отаирсх;, так и в имени латинского соответствия Крону Saturnus, было не*гативным. Ее считали зловещим, несчастливым знаком.
«Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит кля*нут Кадма за то, что он ввел «Тау» в семью букв. Они гово*рят, будто ее форму тираны приняли за образец, ее вид ко*пировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Ставрос называется отвратительное сооружение, и от «Тау» оно получило свое отвратительное название» (-Лукман. «Суд гласных букв» // Лукиан. Собр.соч. М.-Л., 1935, т. 1).
Дуб обыкновенный управлял прибывающей частью года. Вечнозеленый каменный дуб — убывающей частью.
Падуб и буква Т властны над восьмым месяцем после зимнего солнцестояния.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:27 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Пальма
Это — дерево начала. В ирландской традиции пальму заменила пихта.
Финиковая пальма растет в просоленном песке неподале*ку от моря: без соли молодая пальма зачахнет. Это дерево — двудомное. Для нормального плодоношения женских дере*вьев необходим естественный опылитель — мужское дере*во. Если же таких в пальмовом саду не оказывалось, забот*ливый хозяин привязывал к кронам «вдовствующих» пальм срезанные где-нибудь на стороне пучки мужских соцветий.
Пальма — дерево новорожденных. Под ней родились набатейский Дусарес и делосский Аполлон.
Зевс в облике перепела покрыл Лето, дочь титанов Коя и Фойбы, которая, спасаясь от его домогательств, также приняла облик перепелки. Ревнивая Гера послала змея Пи-фона, чтобы он преследовал беременную Лето по всему ми*ру, и предрекла, что Лето не сможет разрешиться от бреме*ни там, где сияет Солнце.
Нот (южный ветер) перенес на своих крыльях Лето в Ортигию близ Делоса, где она ночью и произвела на свет Артемиду.
Артемида, едва родившись, сразу же помогла матери пе*ребраться через узкий пролив на показавшийся вблизи ост*ров Делос. И там, между оливой и финиковой пальмой, ко*торые росли на северном склоне горы Кинф, после девяти дней родовых схваток, Лето произвела на свет Аполлона.
Финиковая пальма дала имя целой стране (Финикия), а также птице Феникс, которая рождалась и возрождалась именно на этой пальме.
Финиковая пальма также символизирует победу над смертью в страстях по Адонису.
Ветвь финиковой пальмы символизировала владычество над вечностью еще в изображениях египетских пирамид.
Пальма управляет зимним солнцестоянием как началом года.

Пихта
Это женское дерево с листьями, которые очень напоми*нают листья тиса. Первые попытки введения в культуру от*мечаются в неолитическом поселении VII—VI тыс. до н. э. Пазарджнк (Болгария).
В Элладе пихта была посвящена богине Артемиде-Эйлейтии, покровительнице рожениц.
Пихта тоже любит песок и морской бриз и, как и фини*ковая пальма, с давних пор считалась деревом новорож*денных.
Пихта — дерево, на которое была повешена колыбель Зевса-Загрея. Под пихтой был рожден Деметрой Иакх, брат Коры. Перевитыми плющом пихтовыми ветками с шишками махали на праздниках Диониса.
Аркадец Элат был отцом Исхия, возлюбленного матери Асклепия, и второго сына Килления, который дал свое имя горе Киллене, до того безымянной, где и родился Гермес.
Аттис, сын Наны, возлюбленный Кибелы, был превра*щен в пихту любившей его богиней, когда он умирал, ранен*ный вепрем, насланным Зевсом или фригийским царем.
Наконец, и троянский конь, дань богине Афине, был сделан из пихты.
Пихта обозначает первый день года и день Рождества Младенца Богоматерью. Это день зимнего солнцестояния. Тринадцать недель разделяют зимнее и летнее солнцестоя*ния, из которых второе приходилось на неделю смерти.

Плющ
Плющ — священное растение Осириса и Диониса, изо*бретателей виноделия. Из плюща в древности получали красный краситель,
Родиной Диониса считались беотийские Фивы, а мес*том, где он открыл виноградную лозу,— горный хребет Ге*ликон. Из Беотии Дионис отправился в свои странствия, обучая людей виноградарству и виноделию. Символом Дио*ниса были ветви пихты, перевитые плющом с желтыми яго*дами, которыми размахивали вакханки-бассариды.
Увидеть во сне плющ на деревьях и стенах домов — к здоровью и радости. Молодой женщине такой сон предве*щал заслуженную известность в будущем. Плющ, залитый лунным светом, означал тайное свидание. Засохший плющ означал, что предполагаемая помолвка не состоится и вас ожидает печаль.
Плющ в сезон цветения служил символом одиннадцато*го лунного месяца после зимнего солнцестояния в огамиче-ской системе.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:28 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Роза
Шиповник обыкновенный — Rosa canina. Отвар ши*повника всегда считался хорошим средством при скарлати*не, тифе, воспалении почек, болезнях желудка и кишечника, болезни печени, туберкулезе. Цветки шиповника использо*вали для примочек при болезнях глаз. Древние лекари пыта*лись даже лечить корнями шиповника бешенство.
Роза галльская — Rosa gallica. Легкий отвар плодов и цветков розы пользовался уважением как хорошее средст*во от поноса и дизентерии. Лепестки розы галльской приме*няли от кашля.
С древнейших времен розу считали царицей цветов. Красная Роза — радость Афродиты, желтая роза и шипов*ник — любимый цветок Муз.
Согласно одному из сказаний, матерь Гея, увидев рож*денную из пены моря Афродиту Уранию, решила создать что-либо не менее прекрасное. И произвела на свет розу.
Роза считалась дочерью Посейдона и отождествлялась с прекрасной богиней утренней зари Эос (розоперстая Эос).
Именно в ее честь остров Тельхиния (он же Стадия) был переименован в Родос.
По другой версии, Посейдон, владыка морей, был отдан матерью Реей на воспитание тельхинам и провел детство и юность на их острове. Возмужав, Посейдон влюбился в одну из нимф Тельхинии по имени Галия (Соленое море). От их брака родились шесть сыновей и прекрасная дочь Родос.
Нечестивые и буйные сыновья Посейдона оскорбили Афродиту во время ее перехода с острова Киферы к Кипру. За это она лишила их разума. Они надругались над собст*венной матерью и совершили множество таких отвратитель*ных преступлений, что не стерпел даже их отец Посейдон и загнал сыновей под землю, где они стали восточными дай-монами. Галия бросилась в море, и ей стали поклоняться как богине Левкотее. А тучегонитель Зевс, разгневанный поведением сыновей Посейдона и Ликаона, решил, на вся*кий случай, уничтожить все человечество.
Тельхины, каким-то образом предвидя наводнение, от*плыли с острова в разные стороны, хотя в итоге большинст*во их оказалось в Ликии. Своих прав на остров они в даль*нейшем никогда не предъявляли.
Оставшаяся на месте их сестра Родос была предупреж*дена Артемидой о грядущем потопе и укрылась в храме Зевса Атабирийского на самой высокой вершине острова. Там она и спаслась от вод всемирного потопа.
Так Родос осталась единственной наследницей острова, а после того, как решением Зевса вновь возникший из вод остров был отдан во владение Гелиосу, стала его супругой.
Нимфа Родос роди*ла Гелиосу семь сыновей и одну дочь. Сыновья-Гелиады стали править островом и, очевидно, благодаря родственным связям, прослыли вели*кими астрономами. Их единственная сестра Элек*тра умерла девственни*цей, за что ей позднее поклонялись как полу*богине.
Один из Гелиадов по имени Актий совершил убийство, за что был изгнан братьями и бежал в Египет, где основал город Гелио-поль. Он был первым, кто, в соответствии с желанием его отца Гелиоса, обучил египтян астрологии.
После смерти Родос на ее могиле вырос и рас-

На смерть Мари
Как роза ранняя, цветок душистый мая,
В расцвете юности и нежной красоты,
Когда встающий день омыл росой цветы,
Сверкает, небеса румянцем затмевая,
Вся прелестью дыша, вся грация живая,
Благоуханием поит она сады,
Но солнце жжет ее, но дождь сечет листы,
И клонится она, и гибнет, увядая,—
Так ты, красавица, ты, юная, цвела,
Ты небом и землей прославлена была,
Но пресекла твой путь ревнивой Парки злоба.
И я в тоске, в слезах на смертный одр принес
В кувшине — молока, в корзине — свежих роз,
Чтоб розою живой ты расцвела из гроба.
Пьер де Ронсар. Перевод В. Левика


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:28 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
цвел цветок божественной красоты. Согласно некоторым преданиям, нимфу Родос превратила в розу сама Афродита.
Цветок, столь приглянувшийся Афродите, стал ее неиз*менным символом.
Первоначально роза не имела запаха. Если верить леген*де, однажды боги пировали на Олимпе и пили божествен*ный нектар. Эрот, сын богини Афродиты и Ареса, случайно опрокинул сосуд с божественным напитком, и тот, попав на лепестки роз, передал им свой аромат.
Пиерийские Музы также обожали розы. В поговорку вошел их пиерийский сад, где вечно благоухали эти необык*новенные цветы.
Белая роза символизировала невинность, красная роза — здоровье и любовь, желтая роза — кокетство и любовную игру. Дикая роза, или шиповник, была символом поэзии и Муз, ее стебли — отказа в любовных делах.
Старинная латинская загадка о розе по зубам только ис*тинным любителям этих царских цветов:
Quinque sunt fratres Duo sunt barbati, Duo sine barba nati, Unus e quinque Non habet barbam utrinque.
(Есть пять братьев: два — бородатые, два рождены без бороды, один из пяти не имеет вообще никакой бороды слева.) Разгадка — изображение перевернутой чашечки розо*вого цветка.
Огромной любовью пользовалась роза в Персии и Элла*де. Розами украшали дома, храмы и статуи богов, усыпали полы пиршественных залов, венком из роз украшали голо*вы, розами венчали победителей соревнований, украшали новобрачных и супружеские ложа, осыпали покойников и надгробные камни.
В республиканском Риме в начале лета справляли «день роз», посвященный поминовению всех усопших.
На потолках пиршественных триклиниев22 часто были изображены розы. Это означало, что здесь можно беседо*вать без стеснения, однако для посторонних эти речи долж*ны оставаться тайной.
Красная роза — также символ Афродиты и пышущей здоровьем и красотой Гебы. Желтая роза — символ Арте*миды, Муз и их матери Мнемосины. Вот почему поныне желтая роза символизирует разлуку и печаль расставания — Мнемосина встречает души посвященных в царстве теней и наделяет их вселенской памятью. Шиповник — любимое растение Муз, ибо orf всегда ассоциировался с поэзией.
Древние верили, что, если во сне вы увидите цветущие розы, вас ждет радостное событие в жизни и верность лю*бимого человека. Если девушке снится, что она срезает све*жие розы, значит, скоро ей предложат руку и сердце, и она примет предложение.
Сон об увядших розах свидетельствовал о том, что чело*век лишен любви. Белые розы, на чьих лепестках, освещен*ных лучами солнца, нет ни капли росы, предвещали тяже*лую болезнь. Аромат роз во сне обещает чистую, ничем не омраченную радость, а нераскрытые розовые бутоны — прочное материальное благополучие.
Если во сне вам довелось увидеть засохший розовый куст — это было знаком того, что вашим близким грозила болезнь. Алые розы обещали исполнение надежд. Но если влюбленной девушке снилось, что она вставляет в волосы алый бутон,— возлюбленный непременно обманет ее. Если во сне вам подарили букет алых роз весной, это к удаче, а вот зимой — к долгому и напрасному ожиданию.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:28 | Сообщение # 21
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Розмарин
Ни одно растение не пользовалось такой известностью в древности и такой популярностью в средневековье, как розмарин. Его использовали как приправу к салатам, клали в соусы к рыбе, украшали жаркое, настаивали на нем вино.
В качестве средства против моли розмарин клали в сун*дуки и шкафы, им пересыпали платья и вообще ткани.
Считалось, что розмарин способен сделать человека ве*селым и счастливым, избавить от злых духов и снов, помочь сохранить молодость.
Эллины посвящали розмарин богине Афродите, а римля*не украшали им идолов своих домашних богов.
Календарное значение розмарина — месяц после летне*го солнцестояния.

Рябина
Отвар плодов рябины, иногда с листьями, а также све*жий рябиновый сок с медом считались в народной медицине прекрасными противозачаточными, мочегонными и кровоос*танавливающими средствами. Сок и отвар плодов и листьев рябины был наиболее эффективным средством против цин*ги, известный в древности.
В окружении рябиновых рощ находились мегалитические кромлехи23 и каменные круги в Западной и Северной Европе.
Рябиновые заросли на Рюгене и других янтарных остро*вах Балтийского моря можно объяснить использованием ря*бины друидами во время гаданий.
Племена богини Даннан имели обыкновение вонзать ря*биновую палку в труп поверженного врага, чтобы обезвре*дить его призрак.
Друиды использовали круг, застеленный бычьими шку*рами и огороженный плетнем из рябиновых веток, в качест*ве последнего средства, способного заставить демонов отве*чать на трудные вопросы.
Рябину часто высаживали у жилищ для защиты от мол*ний и ведьм. Существовало, например, поверье, что закол*дованную лошадь можно было привести в чувство только рябиновой веткой. Чтобы защитить человека и скотину от злых духов, следовало всего лишь повесить ветку рябины над входной дверью или воротами хлева.
Как уже говорилось, огонь из рябиновых дров считался у друидов наилучшим. Они верили, что по такому костру можно предсказать исход битвы.
В древней Ирландии над рябиновыми кострами, которые разжигали перед битвой, друиды из противоположных ар*мий читали заклинания, которые должны были призвать ду*хов на помощь в предстоящей битве.
В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной ря*бины, которую стерег дракон, были способны заменить де*вять трапез. Они также излечивали раненых и добавляли к отмеренной жизни человека один год.
В сказании о Диармойде и Грайне ягоды рябины вместе с яблоками и орехами описаны в качестве пищи богов.
Рябина была деревом второго лунного месяца после зим*него солнцестояния. На его полнолуние приходился важный кельтский праздник — день богини Бригантии (ныне св. Бригитты). Он знаменовал оживление года и был одним из четырех ежегодных праздников огня. Позднее в ночь на*кануне этого праздника британские ведьмы справляли свои шабаши.
Рябина также символизировала подчинение, а рябиновая ветвь — символ лести.

Сирень обыкновенная
Знахари использовали настой листьев сирени при маля*рии. Родиной сирени является Балканский полуостров. Бе*лая сирень в древние времена символизировала одиночество. Ее вообще считали зловещим кустарником.
Белую сирень нельзя было использовать для украшения дома и запрещалось дарить больному, поскольку считалось верной приметой, что после такого дара он уже наверняка не выздоровеет. Единственная хорошая примета, связанная с сиренью,— это найденный цветок с пятью лепестками, особенно лилового цвета.
Сирень, как и дерен, и бузина, была священным деревом Пана.

Слива
Это фруктовое дерево было введено в культуру населе*нием эпохи неолита еще в VII—VI тыс. до н. э., о чем, в ча*стности, свидетельствуют раскопки поселения Неа-Нико-мидия (Греция).
Слива — наиболее популярное дерево балканского фоль*клора. Она сестра для незамужней дочери, засватанной не*весты. Слива — дерево самоубийства несчастных девушек.
Этимологически связана с латинским liveo — «синею», livor — «синий цвет». Свое название дерево, вероятно, по*лучило благодаря синему цвету плодов.
Если слива зацветала в зимнее солнцестояние, это означа*ло, что в течение зимы умрет кто-нибудь из членов семьи — владельцев сада.
Если кому-либо случалось увидеть во сне зеленые сливы среди зеленой листвы — это предвещало лишения, которые не заденут лично сновидца, но коснутся кого-либо, имеюще*го к нему непосредственное отношение.
Видеть во сне сливы или есть их — значило стремиться в жизни к мимолетным удовольствиям. Если приснился сбор слив, то наяву исполнение желаний уже не должно было принести радости.
Бытовало и такое поверье: если, подбирая во сне сливы с земли, человек обнаруживал среди них несколько гнилых плодов, то его ожидания наяву не оправдывались и делить радость ему было не с кем.
Слива и терн — священные деревья Гебы и Эриды.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:29 | Сообщение # 22
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Смоковница
Смоковница — одно из древнейших одомашненных де*ревьев. Смоквы разводило неолитическое население Олин-фа (Македония), Димини и Рахмани (Фессалия) еще в VII—VI тыс. до н. э.
Загадочной особенностью смоковниц является наличие трех видов соцветий. Одни завязи служат зимним жилищем яичек особых ос-псен, другие — мужскими опыляющими почками и летним жилищем яичек и личинок псен, третьи — женскими завязями упругих и сочных плодов. Только мош-ки-псены способны перенести пыльцу мужских завязей на женские. Смоковница не в состоянии плодоносить без псена — крохотного насекомого, которое, в свою очередь, не может размножаться без помощи смоковницы.
Деметра открыла Фиталу секрет капрификации, которая заключалась в развешивании на женских деревьях нанизан*ных на нитях фиг с мужских де*ревьев. Этим восполнялся не*достаток мужских деревьев и обеспечивалось наилучшее опыление женских цветов.
С тех пор эллины стали со*бирать и сохранять каприфиги, перевозить их большими парти*ями между островами Эгейско*го архипелага и даже торговать ими.
Винные ягоды смоковницы издавна использовали в лечеб*ных целях. Детям от коклюша давали смоквы, кипяченные в молоке. Свежие и сушеные плоды смоквы употребляли как припарки при простуде и нарывах.
Смоковница — священное дерево богини Деметры. Она даровала отросток фигового дерева Фиталу, который оказал

...Не пасмурная ель, не хмурая сосна,—
Смоковница одна служила для примера,
Корявая, за всех должна была она,
Засохнув, показать, как много
может вера.
Затем, что на пути встречалась — наугад
В свидетели влеклась и к притче
привлекалась
Смоковница одна да пыльный виноград.
А пасмурная ель на севере осталась...
А. Кушнер. «Живая изгородь»

ей гостеприимство на берегах Кефисса. Так как до этого ни*кто в Аттике не видел смоквы, Деметра научила Фитала, как обращаться с деревом. Надгробная надпись на гробнице Фитала гласит:
Некогда здесь царь Фитал почтенную принял Деметру;
Тут она осени плод впервые герою явила:
Смоквой священной его род людской называет; за это
Род Фитала владеет всегда нестареющей славой.
(Пер. 3. Луэнштайн)
Древние верили, что есть смоквы во сне — знак, пред*вещающий некоторую лихорадочную торопливость, которая вас охватит ненадолго. Видеть смокву растущей — благо*приятный сон, обещающий спокойное течение дел и хорошее здоровье. Особенно удачно, если такой сон видит девуш*ка,— он сулит ей вскоре достойное и богатое замужество.
Обильное плодоношение смокв приходится на дни осен*него равноденствия. Поэтому месяц смоквы должен быть девятым после зимнего солнцестояния.

Сосна обыкновенная
Древнегреческое niruq,- гюс, лат. Pinus Pinea — ита*льянская сосна, пиния; pinus < индоевропейское pi-no-s, «смоляной». Древнейшее культивирование сосен близ нео*литических поселений зафиксировано в Пазарджике (Бол*гария).
В народной медицине отвары, настои почек сосны при*меняли как отхаркивающее, мочегонное и дезинфицирующее снадобье, а также при рахите и золотухе. Отвар или настой сосновой хвои знахарки советовали при чрезмерных жен*ских кровотечениях. Смола, деготь, скипидар, канифоль и древесный уксус — давно известные блага, даруемые со*сной.
Сосна — священное дерево козлоногого Пана. Без нее не обходились праздничные пляски, посвященные богу ви*ноделия Дионису.
Однажды Пан попытался овладеть целомудренной ним*фой Питие, которой удалось скрыться от него, лишь превра*тившись в сосну-пинию, ветвь от которой он всегда носил на голове в качестве венка.
Зевс, или Юпитер, также ассоциативно связан с сосной: ведь он, по одной из версий, молочный, а по другой — свод*ный брат Пана.
В календарном отношении сосна, как и тесно связанный с нею тростник, означала лунный месяц, предшествующий зимнему солнцестоянию.

Теребинт
TepepivQoq, Pistacia terebenthis, иначе — терпентин. Pistacia terebinthina St. Lag.— издревле известный ис*точник скипидара, прекрасного средства против радикулита, заболеваний бронхов и легких.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:29 | Сообщение # 23
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Терн
Этот кустарник в ряде традиций подменил боярышник. Латинское vepres — «терновник» — этимологически и ас*социативно связано с общеславянским «вепрь». Исходное значение обоих слов — «щетинистый». Напомним, что ярост*ный вепрь — одно из священных животных Ареса, а тернов*ник — его священное растение.
Терн — колючая слива Primus spinosa L.— был давно примечен знахарями. Плоды терна обладают сильным вя*жущим средством при поносах. Цветочный отвар терна, на*против, служил слабым слабительным и считался хорошим средством при болезнях печени. Отвар терновых цветов ока*зывал благотворное действие при массовых чирьях и других гнойничковых заболеваниях кожи.
Отвары корней молодой древесины и коры терна исполь*зовали как потогонное и жаропонижающее средство. Счита*лось также, что отвар листьев терна, снятых после его цве*тения, был особенно полезен людям, ведущим сидячий образ жизни.
Плохой приметой было внести в дом цветы терновника: это было верным поводом к началу раздоров и ссор в семье. Не стоило срубать весь терновый куст целиком — это тоже сулило неприятности.
Ветка терновника над дверью отпугивала злых духов.
Латинская фраза: inter vepres rosae nascuntur (меж тер*ном рождаются розы) — также может служить ассоциатив*ным мостиком от растения Ареса к растению Афродиты.
Свою главную службу земледельцу терновник выполнял, предсказывая погоду,— он зацветал не раньше, чем прохо*дили последние морозы и по-настоящему наступала весна.
Поэтому календарное значение терна — месяц после ве*сеннего равноденствия.

Тис
Латинское Taxus baccata, ирландское idho, ibur. Тис сла*вится своим исключительным долголетием: предельный воз*раст тиса в естественных условиях обычно превышает 4 ты*сячи лет. При этом он остается невысоким, не более не*скольких метров. Зато обхватить ствол такого старожила могут лишь пять-семь человек.
Красноватая древесина тиса славится редкостной проч*ностью и исключительной стойкостью. Тис позднее других деревьев достигает зрелости, а живет даже дольше дуба. Выдержанная и отполированная древесина тиса обладает невероятной сопротивляемостью гниению.
Плоды тиса съедобны, черные дрозды и куницы охотно лакомятся их мякотью и тем содействуют распространению семян этого долгожителя среди деревьев.
Старые тисы на Британских островах часто образуют множественные стволы. Возраст подобных деревьев, растущих пучком, не поддается определению из-за того, что но*вые стволы полностью срастаются со старыми и сосчитать годовые кольца попросту невозможно.
Ирландский тис отличается от британского формой: его ветви растут вертикально, а не горизонтально.
Тис посвящен богине Гекате: считалось, что ее котел сде*лан именно из тиса.
Согласно преданию, на горе Итоме рядом с деревом ти*са Эпаминонд24 нашел бронзовую урну с описанием тайных мистерий в честь Великой Богини (возможно, Гекаты), вы*битыми на скрижали из олова. По другую сторону от урны рос мирт.
Греки и римляне изготавливали из тиса лучшие луки. От*сюда пошли разговоры о жестокости тиса.
В Риме черных быков приносили в жертву Гекате, надев на них венки из тиса.
Тис был одним из пяти магических деревьев Ирландии. Его описывали как крепкое прямое божество, гордость Бан-бы , королевское колесо и магию познания.
В Ирландии тис называли «гробом для вина», так как из него изготавливали бочки. Древние ирландцы пользова*лись ядовитой смесью ягод тиса, чемерицы и сивца. В ир*ландском сказании о Наойсе и Деирдре тела любовников проткнули тисовыми палками, чтобы разделить их. Но пал*ки укоренились и стали деревьями, которые сомкнули кроны над Армагской часовней.
Еще мрачнее связанные с тисом британские ассоциации. В Британии считалось, что кладбищенские тисы протягива*ют корни ко рту всех трупов.
Согласно легенде, из тиса изготавливали и яд, которым пользовались в своих черных целях ведьмы. Шекспир вез*де называет его «дважды роковой тис» (см.: «Гамлет», «Макбет»).
Считалось дурной приметой срубить хотя бы одну из ве*ток тиса, не говоря уже о целом дереве.
В тисовых рощах располагали храмы и кладбища, пото*му что это дерево считалось символом бессмертия.
Роберт Грейвс ставил день тиса на канун зимнего солн*цестояния (последний день года), что не вполне точно. Пра*вильнее определять этот день как канун полнолуния второго месяца после осеннего равноденствия. Ведь как раз этот ме*сяц (в пределах 22.10—22.11) был посвящен Гекате и Ар*темиде. Действительно, пихта рождения и тис смерти — де*ревья-сестры. Пихта по отношению к тису — как серебро по отношению к олову.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:29 | Сообщение # 24
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Тополь белый
Populus alba, или осина Populus tremula. Согласно антич*ному мифу, Аид однажды решил силой овладеть миловид*ной нимфой Левкой (Легжт)), но его бдительная супруга Персефона обратила нимфу в белый тополь и посадила его над источником Мнемосины в царстве теней умерших. Поэтому белый тополь в древнегреческой традиции был ассо*циативно связан с владычицей царства душ умерших Персефоной и титанидой мировой памяти Мнемосиной.
По другим источникам, сестра Фаэтона Климена (Мер*курий) превратилась в белый тополь, оплакивая гибель бра*та на берегу потока Эриданского.
Павсаний писал, что именно Геракл первым принес из Эпира в Элладу тополь.
Римское предание также гласило, что Геркулес возложил на голову тополиные ветки, празднуя победу над Каком на Авентинском холме в Риме. Листья над его лбом побеле*ли от жара, который исходил от Геракла.
Увидеть во сне зеленеющие тополя — добрый знак. Ес*ли девушка видела себя во сне рядом со своим возлюблен*ным под тополем, это сулило ей прекрасные перспективы: сбудутся ее самые заветные желания, друзья станут ей на*дежной опорой, и отменное здоровье позволит ей долго ра*доваться жизни.
Увидеть во сне засохшие или облетевшие тополя означа*ло, что вы вступаете в пору разочарований.
Тополь белый (древнеирландское eadha, crithach) в сак*ральном календаре друидов заместил дикую маслину (лох сребролистый) и маслину культурную. В кельтской тради*ции он символизировал старость и соответствовал дню осен*него равноденствия.

Фисташка
Это растение было введено в культуру еще неолитиче*ским населением Фессалии (Сескло, Чедики) VI тыс. до н. э.

Хмель
В некоторых индоевропейских традициях (индоиран*ских, славянских, германских) это растение замещало в сак*ральном календаре плющ.

Шиповник обыкновенный
См. Роза.

Яблоня
Ирландская яблоня quert — одно из семи благородных священных деревьев рощи, одно из двух священных деревь*ев, за беспричинное вырубание которых полагалась смерть.
В греческой традиции яблоня — священное дерево Ге*ры. Согласно мифу, на свадьбу Зевса и Геры псе божества прислали свои дары. Матерь Гея подарила Гере дерево с зо*лотыми яблоками. Гера передала яблоню на хранение Геспе-ридам, которые берегли ее в священном саду Геры на горе Атлас.
Немезида, первоначально богиня священной рощи и бо*жественного возмездия гордым царям, изображалась дер*жащей в руке ветвь яблони со свисающими плодами.
Золотые яблоки вечной юности и возрождения стреми*лись получить боги и герои. К саду Гесперид за яблоками Ге*ры приходили Гермес, Персей и Геракл.
Афродита подарила Парису яблоко, которое символизи*ровало любовь богини, купленную ценой жизни. Оно явля*лось для Париса своего рода пропуском на Острова Бла*женных26.
Странствовали в поисках молодильных яблок и герои русских народных сказок. Молодильные яблоки сторожили герои Ахшар и Ахшартаг, родоначальники осетин.
Яблоко — символ совершенства и завершенности, как яйцо — начала. Поэтому латинское правило «от яйца до яб*лока» имело не только гастрономический смысл. Яблоневые листья символизировали раздоры и ссоры, а яблоневый цве*ток — несогласие в любви.
С яблоней связано немало суеверий. Если на яблоне всю зиму оставались плоды, это предвещало скорую смерть ко*го-либо из членов семьи владельца дома.
Если яблоня одновременно цвела и плодоносила, это так*же предвещало смерть в семье.
Если дикая или одичавшая яблоня нависала над источни*ком и зацветала в неурочное время, то в окрестностях в бли*жайший год рождений и свадеб предполагалось больше, чем смертей.
Если в дни зимнего солнцестояния солнце светило сквозь ветви яблони, можно было ожидать хорошего урожая. Что*бы эта примета оправдалась, нужно было положить кусок хлеба в развилку самого большого дерева в саду.
Весьма благоприятный сон — спелые красные яблоки среди зеленых листьев. Если снится, что вы едите червивые яблоки,— это предвестие того, что жизнь изменится к худ*шему. Видеть во сне яблоки, растущие высоко на ветках,— напоминание о том, что следует соизмерять желания со сво*ими возможностями.
Еще несколько «сонных» примет: падалица — знак, предостерегающий от льстецов; гнилые яблоки — символ бесплодности ваших усилий.
Кидонское яблоко, или айва (Cydonia oblonga L.), также было хорошо известно в древности. Ее вяжущее свойство использовалось в народной медицине.
А вот древний аттический законодатель Солон издал ос*троумный закон, согласно которому новобрачная должна была съесть перед первой брачной ночью кидонское яблоко. Таким образом она получала возможность осознать, что в браке человек испытывает, мягко говоря, не одну только сладость.
У римлян айва была широко распространена, им было известно несколько сортов этого дерева.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:30 | Сообщение # 25
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Ясень
Ясень был введен в садово-парковую культуру очень давно. Культивирование этого дерева отмечено археологами при исследовании неолитического поселения Чавдар (Со*фийское поле, Болгария, VI—IV тыс. до н. э.).
Ясень предпочитает плодородные влажные почвы реч*ных долин. В одиночку это дерево растет редко, гораздо ча*ще — в окружении других деревьев. При этом ясень спосо*бен угнетать даже дуб, растущий поблизости. Такой дуб от*стает в росте и выглядит нездоровым.
Отвар из листьев и коры ясеня использовали в народной медицине как средство против лихорадки, а отвар молодых побегов — от кашля при хронических бронхитах. Свежей ясеневой корой знахари лечили недавние порезы, приклады*вая кору сочной стороной к ране.
Злость ясеня заключена во вреде его тени для трав и злаков.
Практически все индоевропейские традиции признают ясень священным Деревом, связанным с происхождением рода человеческого.
Согласно эллинскому мифу, первые женщины — праро*дительницы людей, дриады Мелии, проросли из земли (Геи), на которую пали капли крови оскопленного неба (Урана). Мелии расселились на островах и материке и от них произошли люди: «плоды ясеня — род людской».
Океанида Мелия, сестра и супруга речного потока Инаха, стала прародительницей многих народов и героев. Она — мать Форонея (Ольхового), бабка Пеласга, Апида и Ниобы, прабабка Аргоса, Темена и Ликаона. А к ним в конечном счете восходят родословные линии индоариев, ираноариев, армян, славян, балтов, албанцев.
Отчетливо вторит греческой германская традиция. В скандинавской мифологии первых людей, еще в виде дре*весных прообразов, бездыханных и лишенных судьбы, по имени Аск (Ясень) и Эмбля (Ива), нашли на берегу мо*ря три аса — Один, Вили и Be, сыновья Бора (или Один, Лодур и Хёнир). Асы доделали Аска и Эмблю, оживили их и поселили на земле.
Говорящие имена Аск (Askr) — «ясень» и Эмбля — «ива» вводят в круг древесных образов — ср. древнегрече*ское ; — «древесная нимфа, душа дерева»; и. ; — «душа дерева, умирающая вместе с ним»; , Medial — «древесные нимфы Ясени, проросшие из крови Урана и ставшие прародительницами человеческо*го рода»; ; — «океанида Ясень, прародитель*ница многих народов (аргивян, пеласгов и дриопов)»; ; — «древовидный», мифический прародитель племе*ни дриопов; — «древовидная» невеста Гермеса и мать Пана. Все это — воспоминания о древнем культе де*ревьев и почитании духов деревьев и других растений.
Мировое дерево Иггдрасиль, посвященное богу Одину (Вотану),— также ясень. Кони богов и героев также носили имя Иггдрасиль. Древние кельты делали из ясеня прутья, чтобы погонять лошадей.
Ясень — дерево морского могущества и силы, обитаю*щей в воде. В древних Уэльсе и Ирландии все весла и пере*кладины делали из ясеня.
Палочки друидов с орнаментом в виде спирали также были из ясеня.
В Ирландии три «магических» дерева (Торту, Дати и вет*вистое древо Уснеха) были ясенями. Их срубили в 665 г. н. э. в ознаменование победы христианства над язычеством.
Однако еще в XIX веке в Киллуре рос ясень, потомок священного дерева Гривны. Считалось, что он защищал от участи утопленника. Эмигранты, плывшие в Америку по*сле «картофельного голода» 1848 г., брали с собой кусочки его коры в качестве амулетов.
В глухих местностях Англии еще в XIX веке ребятишек, чтобы вылечить грыжу, проводили голыми через расщеп*ленный ясень.
Если на ясене появлялись сережки, это предвещало смерть правящего монарха. Найти лист ясеня с равным чис*лом прожилок по обе стороны считалось очень хорошей при*метой. Если ясень давал листву прежде дуба, то лето ожи*далось дождливым. Если дуб опережал ясеня — дождей почти не предвиделось.
Месяц ясеня в календаре друидов предположительно был третьим после зимнего солнцестояния. В германской традиции — первым после солнцестояния, а в греческой — месяц, следовавший сразу за летним солнцестоянием (ски-рофорион).

отрывок "Сакральный календарь друидов" под ред. А. Шапошникова, В. Татаринова


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:30 | Сообщение # 26
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Адонис весенний (горицвет)
Adonis vernalis цветет с конца апреля до начала июня яркими желтыми цвета*ми, a Adonis aestivalis — красными.
Горицвет весенний давно известен как хорошее сред*ство от простуды, воспаления легких, водянки.
Адонис действует успокаивающе на сердце, нерв*ную систему, улучшает настроение, усиливает мочеотде*ление, предотвращая отеки.
Отваром адониса лечили судороги, кашель, колики, голо*вную боль и ломоту в костях, лихорадку и воспаление легких.
Миф об Адонисе полон печальной загадочности.
Однажды жена царя Фойника похвалилась, что ее дочь Мирра (Смирна) прекраснее самой Афродиты. Оскорблен*ная богиня внушила Мирре противоестественную страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда кормилица Смирны напоила ее отца до беспамятства, девушка разделила с ним ложе и понесла во чреве.
Когда царь Фойник узнал, что дочь вынашивает от него ребенка, одновременно и сына и внука, он, долго не думая, выхватил меч и бросился на Мирру. Девушке удалось выбе*жать из дворца, но настойчивый отец настиг ее у обрыва. Афродита, сжалившись, обратила Мирру в мирровое дере*во. Карающий родительский меч расколол ствол дерева на*двое, и оттуда выпал крошечный Адонис, ребенок невидан*ной красоты.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, велела изгото*вить из ствола миррового дерева ларец, положила туда мла*денца и отдала его на хранение Персефоне, царице теней умерших, попросив припрятать в укромном месте.
Однако Персефона, сгоравшая от любопытства, приот*крыла ларец и увидела в нем чудесное дитя. Малыш был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где вскормила и воспитала его.
Узнав об этом, Афродита явилась в преисподнюю, чтобы вытребовать Адониса обратно. Персефона не захотела отпускать юного красавца, который к тому времени уже успел стать ее любовником.
Тогда Афродита воззвала к Зевсу и суду богов. Зевс, не желая впутываться в этот неприглядный спор, передал его на рассмотрение суда под председательством музы Каллиопы. Каллиопа признала права богинь на Адониса равны*ми, но потребовала, чтобы юноша получил возможность от*дыхать от посягательств любвеобильных богинь. Поэтому она разделила год на три равных части, одну из которых Адонис проводил с Афродитой, вторую по своему усмотре*нию, а третью — с Персефоной.
Коварная Афродита, искусная в любовных уловках, при*бегла к помощи своего волшебного пояса, чтобы вынудить Адониса отдать ей и принадлежавшую ему часть года.
Справедливо недовольная Персефона отправилась во Фракию к Аресу и сообщила, что ему, грубому и муже*ственному, Афродита предпочла Адониса, столь женствен*ного смертного. Она подговорила Ареса, страстно ревновав*шего Афродиту к Адонису, и Артемиду-охотницу, как низ*вести Адониса в царство теней.
Охваченный яростью и ревностью, Арес превратился в дикого вепря и набросился на Адониса, охотившегося в Ливанских горах. Воинственный Арес растерзал Адониса на глазах у Афродиты. Из капель его крови, окропленной нектаром Афродиты, выросли прекрасные алые цветы, ко*торые финикийцы назвали анемонами.
В отчаянии Афродита вновь обратилась к Зевсу, упро*сив его, чтобы теплую и цветущую пору Адонис проводил с нею, а ненастную и холодную — с Персефоной. На этот раз Зевс великодушно согласился.
Рассказывали также, что Афродита, желая пробудить в Адонисе ревность, провела несколько ночей в Лилибее Сицилийском' с аргонавтом Бутом, родив от него сына — царя элимов Эрика.
Детьми Афродиты и Адониса были сын Голг, основатель города Голги на Кипре, и дочь Бероя, основательница фра*кийского города Берои.
Финикийцы верили также, что река Адонис, впадающая в море неподалеку от Библа, каждую весну окрашивается в красный цвет кровью Адониса.
В эти дни по всем городам и селениям Финикии, Пале*стины и Кипра жители оплакивали участь Адониса, носили траурные одежды, рыдали и распевали печальные песни. По-финикийски Adorn значит «Господь мой».
Эзотерический смысл этой легенды объясняет праздно*вание главного индоевропейского праздника — Великого дня и Великой ночи в полнолуние второго месяца после ве*сеннего равноденствия. Умирающий и воскресающий бог Адонис — не что иное, как экзотерический образ Зевса-Эрота-Фанета-Протогона. Этот бог олицетворяет единую энергетическую основу всего явленного и не явленного мира, высшее божество индоевропейцев. Афродита и Персефона воплощают две энергии явленного и не явленного миров.
Календарное значение Адониса — полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия. На востоке это лет*нее солнцестояние, на западе — весеннее равноденствие (празднество Адонии).


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:30 | Сообщение # 27
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Анемон
Греч. происходит от финикийского ha-na'mon — «прекрасный (цветок)», эпитет Астарты. Этим именем в Финикии называли красные весенние цветы: анемоны, го*рицветы, пионы.
Анемоны красного цвета расцветали в окрестностях Библа, напоминая о страстях Адониса.

Асфодель
Это растение из семейства лилейных.
Согласно представлениям греков, луга, покрытые асфо-делями, простирались по ту сторону входа в царство мерт*вых. На лугах блуждали тени тех, чья участь еще не была решена: будут ли они вновь воплощены на земле, попадут ли в область посмертных страданий или вознесутся в обитель блаженных.
Гесиод Беотийский и Эпименид Критский считали асфо-дель полезным и питательным растением. А вот Пифагор, исходя из своих представлений о благочестии, запрещал сво*им последователям есть асфодель.

Белена
Белена — очень ядовитое растение, сильное отравление которым вызывает галлюцинации и бред. Поскольку именно это свойство прославило белену с древнейших времен, ее обычно обозначали при помощи слов, связанных с бредом и бессвязным бормотанием. Праславянские слова белнъ, бе*лена, бьлнъ родственны древнесаксонскому bilene, англосак*сонскому beolone, происходящим от галльских (кельтских) слов, belenuntia, belinuntia,— «белена».
Народная медицина рекомендовала это растение при ди*зентерии, трясучке (пляске св. Витта), судорожной рвоте и вообще при судорогах различного происхождения.
Листья и семена белены применяли для окуривания при зубных болях и различных видах невралгии.
Кельты считали белену растением, посвященным богу Белену (возможно, Аполлону). Поэтому белена в кельт*ской, особенно островной, традиции ассоциируется с огнем, белым светом, солнцем, грезами и видениями.
Календарное значение белены — майские календы2. Эзотерический праздник Великдень приходится на полнолу*ние второго месяца после весеннего равноденствия.

Бобы
Во всех отношениях это растение незаурядное. У бобов только одна десятая часть цветков завязывает плоды, ос*тальные представляют собой бесплодные пустоцветы.
За конскими бобами закрепилась слава растения, име*ющего таинственное влияние на мужской пол. С древнейших времен на островах и побережьях Средиземного моря рас*сказывали о странной болезни (фавизме3), которая поража*ла некоторых мужчин и мальчиков. Женщин эта хворь об*ходила стороной. Молва приписывала вредоносное воздей*ствие именно бобам, и этот страх перед скромными предста*вителями одного из семейств двудольных растений нашел отражение в мифах и обрядах древности.
Например, Деметра запретила Триптолему, Эвмолпу и Эвбулею4 сеять и употреблять бобы. Киамит5 первым ре*шился нарушить этот запрет, за что был сурово наказан бо*гиней.
В Риме, в день, когда духи мертвых, согласно поверью, приходили навестить своих потомков, было принято бросать во все стороны бобы. Если упавший на землю боб впослед*ствии прорастал и зацветал, то это было предвестием рож*дения в семье ребенка.
Увидеть во сне бобы считалось дурным предзнаменова*нием. После такого сна следовало особенно остерегаться за*разных заболеваний в семье. Если вам приснились растущие бобы, это предвещало печаль и болезни детей, а вот суше*ные бобы означали глубокое разочарование в мирской жизни. Сон, где вы едите бобы, сулил неудачи или болезнь ва*шему горячо любимому другу.
Вот почему мудрый и осторожный Пифагор запрещал своим последователям употреблять бобы и настойчиво убеждал их присматривать, чтобы животные тоже не каса*лись этого растения,— на всякий случай.

Брафи (братю)
Бpaтю, Herba sabina — род травянистого можжевельни*ка, который в древности использовался для воскурении и жертвенных возжиганий благодаря своим ароматическим свойствам.
Брафи окультурили финикийцы; они поклонялись одно*именному божеству, сыну Огня и Пламени, на горе, покры*той зарослями этого травянистого ароматического растения.

Валериана
Кошачий корень, валериану, древние называли галль*ским нардом. Диоскорид6 считал валериану средством, спо*собным управлять мыслями, а вот Плиний7 относил ее к сна*добьям, возбуждающим мысль.
Издревле известно удивительное воздействие корней ва*лерианы на кошек, которые под их воздействием способны дойти до совершенно дионисийского безумия.
Поэтому валериана ассоциируется с египетской богиней Бастидой, покровительницей кошек, и греческой Артеми*дой-Львицей.
Календарное значение валерианы приходится на первую треть или середину третьего месяца после летнего солнце*стояния.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:31 | Сообщение # 28
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Василек синий
Этот цветок попал в Европу из Западной Азии вместе с семенами ржи, сорным спутником которой и является ва*силек.
В народной медицине настойка цветков василька исполь*зовалась как средство против простуды и различных воспа*лений, а также как потогонное снадобье. Кроме того, отва*ром василька лечили лихорадку и глазные заболевания.
В эллинской традиции голубой цвет ассоциировался с медным купоросом — священным минералом Афродиты Киприи. Само же др.-греч. ; восходит к шумерскому словосочетанию KU.AN.(NA.) — «ляпис-лазурь, ме*талл/камень бога Ана (Неба)».
В пересказе эллинских писателей сохранилось следу*ющее любопытное предание астрологов-орхениев8 из Месопотамии. Однажды бог неба Уран упрекнул хлебное поле в неблагодарности.
— Все, что населяет землю, благодарит меня,— заявил Уран,— цветы посылают мне благоухания, леса — шепот вершин, птицы — пение. Только хлебные колосья не выра*жают мне своей признательности. А ведь это небеса напол*няют ваши корни освежающим дождем и заставляют зреть полновесные зерна.
— Наоборот, мы благодарны,— возразили колосья,— мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся мо*рем зелени. Но у нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви.
— Хорошо,— отвечал Уран,— если вы не можете под*няться ко мне, то я сам сойду к вам.
И тогда Уран приказал Гее вырастить среди колосьев свой земной образ — чудесные синие цветы. С тех пор стеб*ли хлебных злаков при каждом дуновении ветерка кланяют*ся воплощениям синего Урана и шепчут им ласковые слова признательности.
В эллинской обрядности василек (киан) был связан с Персефоной (Корой) и Деметрой. Из него плели венки на празднике жнецов.
Согласно другому преданию, богиня хлебов Деметра од*нажды прохаживалась по полям и услышала жалобу ва*сильков: «Нас пахари недолюбливают, отдели нас от ржи, одним нам будет лучше!» Но Деметра сказала, что не зря им дан цвет небесной лазури, и добавила: «Праздно кра*суйтесь среди труженицы-ржи и не склоняйтесь, когда она опускает свои спелые колосья. Однажды на праздник уро*жая и вас пойдут искать жне*цы, чтобы украсить венками свои головы».
По другой греческой ле*генде василек ассоциировался с нимфой Кианой, дочерью бо*га реки Меандра. Влюбленная безответно в бога реки Анап, Клана превратилась в ручей с темно-синей водой и стала притоком реки Анап, вытекав*шей из Сицилийских гор непо*далеку от Сиракуз. Истоки этих рек находились на священ*ном участке Цереры — богини хлеборобов.
В качестве лекарственного средства васильки использовал кентавр Хирон. Он лечил кровавые раны от ядовитых стрел отваром и настоем из ва*сильков.
У римлян относительно васильков существовало свое предание. Имя этому растению подарил прекрасный юноша Цианус, который был так увлечен красотой синих полевых цветов, что сам одевался только в синее. Он никогда не по-

...А пышная сирень дымится
на опушке
Полуотцветшая... Как знать,
Кто здесь стоял до нас, Державин
или Пушкин?
Прохлада, благодать!..
А. Кушнер. «Живая изгородь»

кидал поля, пока на них росли и цвели васильки, и без кон*ца плел из них венки и гирлянды.
Так его и нашли однажды мертвым на хлебном поле сре*ди его любимых цветов. Богиня Флора, которую юноша по*читал более других, за его постоянство и любовь к ней, в знак особого расположения превратила тело юноши в его любимый цветок, который с тех пор и получил название Циан.
Славяне использовали васильки для украшения «именин*ных снопов», которые с песнями приносили домой с поля. Перевитый васильками сноп после этого красовался в перед*нем углу хаты как залог богатого и обильного урожая.
Василек — символ простоты.
Календарное значение василька приходится на лунный месяц, следующий за летним солнцестоянием.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:31 | Сообщение # 29
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Вереск
Вереск представляет собой маленький ползучий кустар*ник с вечнозелеными листьями. Мелкие сиреневые цветки вереска кистями свешиваются с кончиков веток. В них ко*пится темный, чуть горьковатый нектар.
Вереск распространился в местах вырубок первозданных лесов, а также в уничтоженных лесными пожарами рощах. И хотя вереском охотно лакомились овцы, но, как и его спутники папоротник-орляк и бобовый кустарник дрок, вереск выдержал все сваливавшиеся на него напасти и дожил до наших дней. Вересковые пустоши — привычный ланд*шафт для современной Европы.
Общеславянское слово «версъ», переоформленное суф*фиксом -к- под влиянием слова «бересклет», «вересклет» в восточнославянское «верескъ», послужило основой для общеславянского названия месяца, когда цветет вереск (ста*рославянское «вресень», украинское «вересень»). Хотя в разных славянских традициях месяц цветения вереска по*степенно перешел на август-сентябрь, само имя месяца мо*жет служить косвенным свидетельством того, что некогда предки славян обитали намного южнее.
В Галлии и Гельвеции почитали богиню вереска по имени Уройка.
Британские кельты сохранили предание о смерти древ*ней великанши Garbh Ogh. Ее телегу тащили лоси,, пищей служили оленина и некое загадочное орлиное молоко, а семьдесят охотничьих псов носили имена птиц. Завершила свою деятельность эта великанша следующим поступком: она собрала камни, построила себе трехгранную пирамиду (caim), «поставила свое кресло на холме во время цветения вереска», а потом исчезла.
Упоминание Гвионом в «Битве деревьев» того, что ве*реск несет утешение, скорее всего относится к вересковому элю — любимому народному средству от всех скорбей в Уэльсе.
Из вереска напиток забыт давным-давно,
А был он слаще меда, пьянее, чем вино...
(Р.--Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Пер. С. Я. Маршака)
Согласно поверьям, приснившийся вереск предвещал це*лую череду радостных событий.
Календарное значение ирландского вереска (Ura) — летнее солнцестояние.

гвоздика
В античный мир гвоздика пришла из Карфагена.
Считалось, что отвары гвоздики укрепляют сердце, го*лову и желудок, способствуют пищеварению и улучшению зрения.
Согласно поздней греческой легенде, гвоздика выросла из капли крови пастушка, жестоко наказанного богиней Ар*темидой за то, что он распугал всех зверей и птиц своей иг*рой на свирели.
Гвоздики — символ борьбы за освобождение.

георгин
родиной георгина считается Центральная Америка. В Европу георгин попал сравнительно поздно. Друидам он не был известен, и потому традиционной европейской сим*волики этот цветок не имеет.
Впрочем, люди верили, что того, кому приснятся свежие яркие георгины, ожидает добрая судьба.

гиацинт
Этот цветок традиционно считался растением предков-прародителей: первого человека, праматери и праотца.
Гиакинтом звали сына древнего лаконского царя Амикла и Диомеды. Прославился он в основном тем, что своей кра*сотой пробудил любовное чувство у самого бога Аполлона. Впрочем, Аполлон был не единственным богом, которого обуяла страсть к этому юноше.
Зефир, бог западного ветра, тоже влюбился в Гиакинта, однако ему не повезло: Аполлон и Гиакинт стали счастливы*ми любовниками, а Зефиру оставалось лишь сходить с ума от ревности. Именно это нехорошее мужское чувство и по*служило причиной злобной и жестокой выходки Зефира: когда Аполлон, обучая Гиакинта метанию диска, запустил этот снаряд в небо, Зефир перехватил диск в полете и на*правил его в голову Гиакинта.
Прекрасный юноша замертво рухнул на землю. Из кро*ви, что вытекла из раны Гиакинта, впоследствии вырос цве*ток гиацинт, на котором, если хорошо всматриваться, мож*но до сих пор различить начальные буквы его имени, напи*санные по-гречески. Согласно другой версии, гиацинт счи*тался испещренным письменами, потому что на лепестках его цветов сохранилось предсмертное восклицание юноши в виде букв А и I.
Безутешный Аполлон устроил Гиакинту торжественное погребение в городе Амиклахе и учредил в его честь поми*нальный праздник — Гиакинтии. С тех пор гробница Гиа*кинта стала основанием трона Аполлона, который прибавил к своим священным именам имя возлюбленного юноши.
Праздник Гиакинтии торжественно отмечали во второй лунный месяц после летнего солнцестояния, который в Ла-кедемоне, на Фере, Крите, Родосе и Косе назывался Гиа-кинтием.
Культ Гиакинта был столь любим спартанцами, что их колонисты перенесли его с собой в Тарент, где желающим показывали даже могилу Гиакинта.
Стоит отметить, что, судя по некоторым данным, именем гиацинта в древности называли не всем известный одно*именный цветок, а ирис, дельфиниум, гладиолус.
Видеть во сне гиацинты или собирать их предвещало близкую разлуку с другом — ради вашего же блага.
Календарное значение Гиацинта должно было прихо*диться на лунный месяц накануне весеннего равноденствия, что вполне оправдано для стран Средиземноморья.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Воскресенье, 08.02.2009, 19:31 | Сообщение # 30
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
гладиолусы
Гладиолус, или шпажник, в древности ценился из-за сво*их гастрономических достоинств: по свидетельству Теофра-ста, луковицы гладиолусов употребляли в пищу запеченны*ми в тесте.
Подсушенные луковицы этого растения использовали и в качестве лечебного средства, Такие луковицы носили на груди фракийцы — они верили, что этот амулет поможет им одержать победу в поединке и избежать гибели.
В одном фракийском предании говорилось, что после по*беды над македонцем Андриском и фракийцем Тересом римляне пленили двух красавцев юношей по имени Севт и Терес. Победители приказали пленникам биться друг с другом насмерть, пообещав оставшемуся в живых свободу и даже руку дочери римского полководца.
Севт и Терес отказались предать свою дружбу и не стали биться, воткнув мечи в землю. Юноши пали жертвой ярости легионеров, а на месте воткнутых в землю мечей, как гласит легенда, выросли и расцвели красные гладиолусы.
С той поры этот цветок стал считаться символом друж*бы, верности и преданности.
Календарное значение гладиолуса выпадает на лунный месяц, предшествующий осеннему равноденствию.

горечавка желтая
Горечавку использовали в виде отвара при различных бо*лезнях желудка, селезенки и печени, при желтухе, золотухе, кашле, лихорадке, дизентерии и цинге.

горчица сарматская
Это травянистое растение было окультурено финикийца*ми (г. Сарепта — ныне Сарфанд в Ливане).
Смесь горчичной муки (семена горчицы, стертые в поро*шок) и вина древние применяли против лихорадки. При от*равлении опиумом горчицу принимали внутрь, чтобы вы*звать рвоту и понос. Хронический .насморк лечили горчич*ной мукой, которую насыпали в чулки. Горчичную муку сме*шивали пополам с медом, заливали отваром из цветов белой лилии и использовали для выведения веснушек.
Если зеленеющее горчичное поле приснилось земледель*цу, это сулило ему удачу, а если мореплавателю, то его ожи*дало богатство. Сон, в котором приходилось есть горчичное семя и ощущать во рту привкус горечи, предвещал сновидцу, что он скоро глубоко раскается в необдуманном поступ*ке. Если молодая девушка видела во сне, как она ест только что собранное горчичное семя,— это был явный признак то*го, что ей суждено пожертвовать богатством ради исполне*ния заветного желания.

дельфиний
Древние считали дельфиний символом верности в любви. В греческом мифе говорится, что Посейдон, влюбленный в океаниду Амфитриту, послал сватом к ее родителям юно*шу Дельфиса. Своим красноречием Дельфис убедил Амфи*триту дать согласие на брак с владыкой морей, но при этом сам влюбился в невесту Посейдона.
Узнавший об этом Посейдон превратил юношу в дельфи*на и запретил ему даже приближаться к Амфитрите. Неве*ста Посейдона каждый вечер выходила на берег моря, пока однажды не увидала в волнах силуэт дельфина. Он подплыл к берегу и в знак беспредельной любви положил к ее ногам прекрасный лазоревый цветок. Затем дельфин уплыл на*всегда в море, а цветок, оставленный им на берегу, стали на*зывать дельфинием.

Дрок красильный
Дрок — бобовое растение и медонос, траву которого из*давна использовали в лечебных целях. Отвары дрока приме*няли для лечения рахита, водянки живота, болезней печени, желтухи, истощения и болезни щитовидной железы, а также как мочегонное и слабительное средство.
Известно, что древние галлы поклонялись богине Onniona (Дроковая) в священных ясене*вых рощах в дни весеннего рав*ноденствия.
В валлийском фольклоре дрок фигурирует как средство против ведьм.
В Ирландии в дни весенне*го равноденствия разводили ко*стры из дрока, полагая, что сжигание старых колючек сде*лает их более мягкими на моло*дых нежных веточках.
Эти обряды были продиктованы особенностями ирланд*ского животноводства того времени. Молодые побеги дрока служили излюбленным лакомством овец, а выжигание ста*рых растений способствовало лучшему росту свежей травы.

Сравнение листьев с цветами
...Иной колосс лесной цветет
Так мелко, что тоска берет.
Зацвел мой папоротник поздно —
Ползет лишайник тенью грозной...
Роберт Фрост. Пер. В. Топорова


MAGNIKA-DAGON
 
Форум » ФОРУМ » ТРАВНИК И ЯДЫ » каталог деревьев (каталог деревьев)
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

MAGNIKA-DAGON © 2024