Четверг, 18.04.2024, 18:42
Приветствую Вас Гость
widgeo.net
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: magnika-dagon  
Форум » ФОРУМ » ЛУНА И ЛУННЫЕ ДНИ » Геката (Геката)
Геката
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:31 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Хаос и Первые Боги

Исследуя вопросы космогонии и теогонии, практически в каждой традиции мы встречаем упоминание сотворения мира из Хаоса или неких прообразов Хаоса – беспредельного Океана, абстрактного Ничто (Нихиль) и т.п.
На первый взгляд, во всех системах, Хаос является неким монородителем, потенциально обоеполым источником всего сущего, который порождает творение сам из себя, без так называемого «божественного семени» - инициирующего начала. При более детальном анализе, становится понятным, что в процессе творения так или иначе участвует некая внешняя сила – Божество – чья воля преобразует Хаос, создавая упорядоченное.
Здесь мы сталкиваемся с изначально ложным утверждением, которое говорит, что некое божество «разделило Океан на две воды» или еще каким-то образом преобразовало Хаос, что означает существование чего-то, что присутствовало одновременно с Хаосом, и было рождено или с ним же, или до него. «И только Святой Дух носился над водами» и т.п. Но при этом Хаос – первоисточник, то есть это божество должно выйти из него же. Как это получается?

Из всех известных мне космогонических концепций, только у греков в открытой форме легенд существует представление о немонолитной структуре Хаоса:
«В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни» («Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», А.А. Нейхардт, М., 1988 г.)

Фразу эту можно толковать двояко. С одной стороны, здесь говорится, что Хаос был источником жизни, а с другой – более интересной – получается, что в Хаосе существовал некий источник жизни, как условно отдельное явление, как неотделимая часть самого Хаоса, которая явилась движущим началом, вызвавшим формирование «жизни». В философском смысле, «жизнь» - это не процесс рождения-деяния, а суть бытия, то есть начальное условие проявленности в реальности, а с точки зрения математики – своего рода оператор сотворенности, начала бытия.
Данное представление о неоднородности Хаоса приводит нас к размышлениям о потенциальном полярном дуализме данной условной субстанции, и привести к одному из самых глубоких ключей колдовского мировоззрения, посему углубляться в тему не будем, а перейдем к Детям Хаоса – Первым Богам.

Хаос породил сонм Первых Богов, которые стали столпами нашего мироздания: Гею, Тартар, Эрос и Антэрос, Эреба и Никту.
Они не являлись чьими-либо детьми, как те боги, у которых были «отец» и «мать». Обычно, при наличии «божественных родителей», новорожденное божество становилось воплощением одного из аспектов власти кого-то из родителей, при этом родитель чаще всего терял власть над этим аспектом, из-за чего нередко вступал в конфликт со своим порождением. Например, Крон и Рея породили Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Первых пятерых Крон пожрал, стремясь воссоединиться с потерянной частью силы, но был вынужден отрыгнуть обратно в ходе конфликта с Зевсом.
Первые же Боги, выйдя из Хаоса, воплотили в себе качества не какого-либо «родителя», а фундаментальные принципы мироздания. Т.к. именно некоторые из Первых стали родителями остальных богов, то они должны были заключать в себе совокупную мощь всего (весьма немалого) пантеона.

В своей практике, мы крайне редко производим прямые обращения к Первым Богам – они слишком масштабны для взаимодействия с человеком. Но мы используем их имена, например, обозначая принадлежность освященной земли Круга перед проведением ритуала или проводя ритуал посвящения Мастера.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:32 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Немного о космогонии

Предисловие

Настоящий текст представляет собой выдержки из книги "Путь Темных Богов- 2".

Благодаря тому, что в книге я рассматривал практику Мастера Темного Пути на примере богов Древней Греции, не смотря на неоднократые ссылки на несущественность конкретных персонификаций, у читателя может сложиться неверное убеждение, что вся работа Мастера Темного Пути идет исключительно с Гекатой и Аидом. Конечно же, это не так.

Специально для читателей, у которых начало формироваться подобное убеждение, я подчеркну: совершенно неважно, какими именами называть Темных Бога и Богиню. Важно понимать, что это образы собирательные и условно персонифицированные.

Так же стоит заметить, что текст отредактирован и не вполне совпадает с тем, который приводится в книге.

Вот теперь - поехали...

Введение

В Культе Темных Богов существуют два основных божества: Бог и Богиня. Богиня и Бог - образы собирательные, включающие в себя соответственно всех женских и мужских божеств, прямо или косвенно связанных с областью Бытия, условно именуемой "темной". Богиня чаще всего персонифицируется как Геката, Бог – как Аид. Более подробно этот аспект будет рассмотрен ниже.

Фактически, Культ основан на взаимодействии только с Богиней, как с активным божеством. Под "активным божеством культа" понимается божество, с которым ведется основное ритуальное и обрядовое взаимодействие. Следует также понимать, что это просто термин, никоим образом не связанный с понятиями Активного и Пассивного начал нашей вселенной.

В функции Бога-Аида входит обладание "высокими правами" на души ушедших в некромир и распоряжение этими правами (см. ниже).

Боги и взаимоотношения Мастера с ними

Обращение к Богу, как олицетворению темного ("нижнего" или "мертвого") аспекта мужского начала, производится также довольно редко. Его не приветствуют на празднике Приветствия Богов, чтобы не привлечь смерть, но обращаются к нему в крупных ритуалах освящения и посвящения, а так же в случаях необходимости получения упоминавшихся выше "высоких прав" на души умерших. Заключаются они в следующем: если Богиня властвует надо всеми чудовищами и неупокоенными и может позволять или не позволять Мастеру работать с ними, то Аид властен и над теми, кто полностью завершил свой путь и готовится к следующей инкарнации. При этом нужно понимать, что Аид, несмотря на его наивысший статус в загробном мире, не властен над Гекатой. Они крепко связаны между собой, но при этом в "рабочих аспектах" совершенно независимы друг от друга.

Богиня - основная сила, с которой работает Мастер. Она повелевает всеми неупокоенными душами и ужасами мира живых и мира мертвых - как персонифицированными, так и неперсонифицированными. Помимо этого в ее власти находится определенная категория инфернальных сил, а также все состояния безумия. Она властна излечить сумасшедшего и отобрать разум, дать силу и власть и тут же лишить их. Богиня всегда занимает позицию не сильного, а достойного, о чем говорилось еще у Гесиода в "Теогонии", отсюда и высокие понятия о чести в отношениях внутри сообщества последователей Культа. При этом Богиня следует одной ей ведомым целям - отсюда независимость последователей Культа от внешнего сообщества.

Структура Мира

В традиции Культа Темных Богов наш мир делится на три области - мир верхний, средний и нижний.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:32 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Мир верхний является "местом обитания" так называемых "Светлых Сил", то есть персонифицированных Законов и Начал, как фрагментов Единого, определяющих процесс формирования и развития этой вселенной. С верхним миром Мастер почти не работает и не взаимодействует. Нередко понятие мира верхнего совмещают с понятием Абсолюта, с которым, согласно традициям Культа, сливаются души, разорвавшие круг реинкарнаций.

Мир средний - мир обитания живых людей, своего рода "фильтр душ" и область, в которой человеку представлена свобода волеизъявления и возможность самосовершенствования и самореализации. В этом мире человек накапливает положительный и отрицательный опыт, при этом сумма накопленного опыта определяет вариант последующего посмертия.

Мир нижний (включая "некромир") - реальность, в которую уходят энергоинформационные субстанции людей после смерти физического тела. В мире нижнем обитают Богиня и Бог, там же пребывают в ожидании реинкарнации души людей.

Мир нижний отделен от мира среднего слоем неопределенности, именуемым "некрослой". Некрослой является своеобразным аналогом христианского чистилища и египетского "суда", именно в этом мире решается, куда попадет душа умершего - в высшие миры, чтобы слиться с Абсолютом и разорвать круг воплощений, или в некромир. Если душа не получила успокоения, то она примыкает к легиону неупокоенных, находящемуся в ведении Богини. Если же уход из мира среднего произошел по всем канонам, но в некрослое душа была направлена в нижний мир, то она поступает в ведение Аида и проходит "круг очищения", после которого реинкарнируется в мире среднем для очередной попытки.

Следует заметить, что временные потоки в мирах не идентичны, поэтому, пробыв в мире нижнем несколько тысячелетий (в субъективном восприятии), душа может воплотиться в мире среднем как через несколько секунд, так и через несколько десятков лет после смерти предыдущего тела. Также известны случаи реинкарнации в момент времени, предшествовавший окончанию текущего воплощения.

Несовпадение темпоральных (временных) потоков - ключевой момент идеи сосуществования трех миров в рамках единой модели мироздания, применяемой в традициях Учения Темных Богов. Именно это обеспечивает возможность сосуществования, казалось бы, несовместимых идей "вечного" посмертия и реинкарнации.

Переход из мира в мир

Согласно представлениям Культа, человек имеет три "тела": физическое тело, душа и дух (нус).

Физическое тело - временное пристанище и инструмент материального оперирования для занимающей его души.

Душа - "Я" человека, его сущность.

Дух - божественная искра, дающая человеку свободу волеизъявления, начало "божественное".

При этом сохраняется следующая система: душа является началом, дающим жизнь физическому телу, а дух - это "душа для души", часть ее, неотделимая на протяжении всего цикла реинкарнаций и обозначаемая отдельно лишь для подчеркивания присутствия истинного божественного начала в человеке. Поэтому с момента смерти физического тела душа и дух обычно рассматриваются как одно "энергоинформационное тело", "единая душа" или просто "душа".


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:32 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
В процессе умирания деятельность физического тела прекращается, и оно, спустя определенное время, разрушается. При этом душа покидает физическую оболочку и, в течение максимум трех дней, находится в среднем мире, возле своего тела. С третьего по девятый день душа вольна посещать близких людей и дорогие ей места среднего мира. На девятый день она уходит в некрослой ("чистилище"), где пребывает до сорокового дня. На сороковой день ей определяется дальнейшее место пребывания, куда она и отправляется.

Мастер, с помощью специальных методик достижения измененных состояний сознания, может переходить в некрослой и обратно, "покидая" свое физическое тело. При этом он имеет возможность общаться там с теми, кто пребывает в некрослое в ожидании суда, или же выяснить, жив или мертв искомый человек. Если человек умер более сорока дней назад, то Мастер не может говорить с ним в некрослое, а лишь способен установить факт смерти. Если же есть необходимость общения с умершим белее сорока дней назад, то используется ритуал призывания его в средний мир.

Умирание и Боги

Непосредственно в момент смерти, человек попадает во власть Вестника Смерти, который в традиции Учения Темных Богов представляется как высокое божество в плаще с капюшоном, вооруженное черным двуручным мечом. Имя ему - Танатос, он является также богом смерти как явления, как факта, как события. Его власть не распространяется на посмертие. Танатос отделяет душу от тела и уходит, чтобы вернуться самому или направить посланника за ней на девятый день. У греков было принято считать, что в роли посланника обычно выступает Гермес – проводник из мира живых в мир мертвых.

В некрослое пришедший за душой "вручает" ее Стражам – безымянным демонам, играющим роль охранников и наблюдателей.

На сороковой день, мгновенным исполнением воли Единого Творца (это единственный момент его "вмешательства" в судьбу обычного человека), душа переносится в нижний мир или сливается с Абсолютом.

Если произошло слияние, то душа более неподвластна ни Богам, ни воле Мастера, ибо больше не существует как таковая.

Рождение и Боги

Человек приходит в этот мир на новую инкарнацию чистым телесно и духовно. Во чреве матери зарождается плод, который со второго месяца жизни является носителем матрицы души, а сама душа развернется и начнет сосуществование с телом только за месяц до рождения. Почему именно после второго месяца в плоде появляется матрица души - я не знаю, и все мои попытки найти более-менее достоверные источники на этот счет успехом не увенчались. Но, в рамках ритуальной практики, именно до второго месяца включительно Мастер может призвать в плод любую душу, которая ему нужна. Согласно Гесиоду, переходом душ из мира "того" (нижнего) в мир "этот" (средний) также управляет Геката. Когда душа прошла через Аид и готова к воплощению, она поступает в ведение Богини, которая приводит очищенную душу в готовое к рождению тело.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:34 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Триада Гекаты

Тройственная богиня

Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящий на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках.

Некоторые считают, что три тела Гекаты символизируют три ее ипостаси как богини плодородия и изобилия, богини Луны и богини чародейства и мрака. Однако трудно сопоставить эту трактовку с изображавшимися в древности атрибутами богини.

Тем не менее, Геката была тесно связана с двумя другими богинями - Деметрой, богиней плодородия и ее дочерью Персефоной (Корой) - богиней Подземного царства. Геката выступала помощницей обеих в темных делах, связанных со мраком ночи.

Полагают иногда, что она обладала тремя обличьями - кобылы, собаки льва. А также правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью и временем - прошлым, настоящим и будущим. Более вероятно, что ее тройственная природа была прежде всего связана с тремя состояниями Луны - растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей.

Ей приписывают в наше время "три кнута власти", которыми она управляет человечеством. Однако на изображениях у нее всегда два кнута (иногда замененные змеями) в двух руках. Остальные два тела держат другие предметы. Будучи изображенной в одном теле, богиня держала чаще факелы, чем кнуты (и рук у нее было всего две).

Лунная Триада: Артемида - Селена - Геката

Геката представлялась "оккультной сестрой" Артемиды. У них схожий характер и некоторые атрибуты. И та, и другая носится по одной ей ведомым путям и дорогам. Обе не имеют мужа, стесняющего их свободу. И ту, и другую сопровождают собаки. Обе покровительствуют попавшим в беду женщинам.

Лунная триада представляет Гекату как "девственную" богиню. Богини - девственницы в наши дни ассоциируются с внутренним напором в женщинах. Они склонны следовать своим интересам, самостоятельно разрешать проблемы, соперничать с другими, ясно выражать себя через слово или формы искусства, приводить окружающий мир в порядок, или ведения созерцательную жизнь по своему вкусу. Такая богиня (и женщина со схожими качествами) движима необходимостью следовать своим внутренним ценностям, делать то, что имеет смысл или удовлетворяет ее саму, независимо от того, что думают другие люди. Все это в полной степени относится к Артемиде и Гекате. Но даже Селена тут выбирает девственное одиночество. Она сидит и мечтает о возлюбленном, который спит у нее на коленях. Реальные отношения с мужчиной ее почему-то не привлекают.

Земная Триада: Деметра - Персефона - Геката

Геката обычно соотносилась с Персефоной (Корой), а не Деметрой. Персефона делит первую часть своего имени с Персом - титаном, отцом Гекаты. Вторая часть ее имени " - фона" означает "губительница". Персефона свершает спряденную не ею судьбу, в крайнем случае обрезая ее нить. Это ее роднит со стрелками Аполлоном и Артемидой. Почитался Аполлон Гекат ("Далекоразящий").

Земная триада представляет Гекату как "уязвимую" богиню. Это богини, ориентированные на взаимоотношения, чье благополучие зависит от значимых для них отношений. Они отражают потребность женщин в принадлежности и привязанности. Фокус их внимания направлен на других, а не на внешнюю цель и не на внутреннее состояние. Именно такая Геката способна обратить благосклонный взор к просителям любви, удачи и богатства. Именно в мифе о Деметре и похищенной Персефоне Геката помогает другим божествам. История о похищенной, обесчещенной и изнасилованной девицах как никого другого в греческой мифологии трогают ее сердце.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:34 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Гекатианские торжества и мистерии

Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное).

Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий.

Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание".

Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно.

Как говорится в Гомеровом гимне Деметре:

Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном…

Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии.

По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников

Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек.

Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.)


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:35 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии.

Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.)

Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу:

Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый!
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага

5

Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне

10

Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!

15

Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!

В приватные таинства Гекаты был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:35 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Соответствия для ритуалов

Гекате соответствуют:

Стихии: Вода, Земля;

День недели: понедельник;

Планета: луна;

Время: ночь; два первых и два последних дня Луны;

Часы: 1-3 часы ночи (часы ночи считаются от восхода Луны);

Атрибуты: факелы, кнуты, змеи, кинжалы;

Животные, посвященные Богине: черная собака;

Животные-ипостаси: кобыла, собака, лев;

Число: 3.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:36 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Почитание и служение

Вера в Гекату в классической Греции считалась скорее народным суеверием. Статуи Гекаты, выставленные на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях. И на полнолуние проводились тайные ритуалы в честь нее. Ее скульптуры с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. В древние времена люди старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, ягнят - самочек.

"К этому можно добавить, что Геката, богиня колдовства, была одной из самых почитаемых женщинами богинь. У Аристофана, покидая свой дом, женщина молится Гекате у дверей. Кроме того, Аристофан сообщает об игре женщин в честь Гекаты". (М. Нильссон. Греческая народная религия.)

Культовыми местами Гекаты считались пещеры. Ее древние алтари были круговыми, с разными надписями на них.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:36 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
"Родословная" Гекаты

Ее называли Энодия… По свидетельству Аполлодора, Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Астерия была родной сестрой Лето, матери Аполлона и Артемиды. Родителями обеих были титаны Кей и Феба. Перс был рожден от Крия и Эврибии, дочери Понта. (Последний, видимо, был морским титаном, олицетворением моря.)

Астерия, мать Гекаты, подверглась в свое время сексуальным преследованиям Зевса, как и ее сестрица Лето. Но Астерия приняла образ перепелки, лишь бы избавиться от докучливого совратителя. Ее именем (по словам того же Аполлодора) - Астерия - был первоначально назван город Делос. Именно в этом городе сестра Астерии Лето смогла наконец остановиться и родить от того же Зевса близнецов Артемиду и Аполлона.

Сервий, в комментариях к "Энеиде" Вергилия говорит, что Астерия сама упросила богов, чтобы они превратили ее в перепелку. А когда она-таки в образе птицы пересекла море, мстительный Зевс превратил ее в скалу, которая по просьбе ее сестры Лето, очередной наложницы Зевса, стала-таки островом. Вероятнее всего, Астерия тогда уже успела родить Гекату от титана Перса, иначе как бы это могло произойти со скалой или островом?.. Неудивительно, что после того, что произошло с ее матерью и теткой, Геката не особенно связывалась с мужчинами, и вдобавок присвоила себе (Зевсу осталось лишь согласиться) исключительное право бродить по всем мирам так и когда ей захочется.

Геката считалась матерью Эмпузы - чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников или страшного призрака. Лицо Эмпузы пылает жаром, а одна нога - медная. Дочерью Гекаты полагали и другое чудовище - Сциллу (Скиллу).


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:36 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Привычки

Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате (тогда среди них должны быть и маленькие толстолапые щенки с перерезанными горлышками - надеюсь, что нет). Также Гекату видят и живые собаки - тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. Гекату сопровождали духи-демоны Керы.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:36 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
История

Геката - греческое имя анатолийской и фракийской богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). Нильссон в "Греческой народной религии" полагает, что культ Гекаты происходит из Карии; "это подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны".

Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила.

Благоименную также она родила Астерию,
Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату,- ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.

410

Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,

420

Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает,-
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет,- в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:37 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
430

Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.

440

Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то,- хотя и единая дочерь у матери,- все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
(Гесиод. Теогония)

Так в древние времена Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, охраняла детей и юношей, даровала победу в состязаниях, в суде, на войне. Позже, с усилением культов Гермеса, Артемиды и Аполлона ее влияние падает, или скорее, изменяется. Атрибутами ее становятся ключ, плеть, кинжал и факел. (Детали смысла этих атрибутов нам неизвестны. Во всяком случае, я их не нашла.)

Гомер, как ни странно, не упоминает о Гекате. Возможно, это связано с тем, что ее культ был скорее "женским, народным", нежели "дворцовым". Скорее ее славили простые (и не только простонародные) женки, собираясь на свои праздники или иные сборища. Впрочем, Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно, относящихся к эпохе Гомера, а вовсе им не составленных). Там она близка Деметре и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал особенно популярен у орфиков - мистиков. Также ее сближали с богинями, так или иначе связанными с мистериями (Рея, Кибела, Персефона, Деметра).

В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства.

В Риме Гекату сопоставляли с богиней Тривией - "богиней трех дорог".


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:37 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Имена и функции Гекаты

Геката Хтония

Немногие из олимпийских богов имели эпитет "Подземный". Это был Зевс, Деметра и Гея, единственный из олимпийцев, имевший ход в Аид - Гермес и, конечно, Геката. Это была Геката Хтония. Именно она вызывала кошмары и безумие, и так приводила в ужас, что многие древние называли ее только "Безымянная". Так называют и смерть.

Геката Урания

Мало что уже известно об этом образе богини. Однако это отголосок тех времен, когда Геката была одновременно и Хтонией, и Уранией, богиней небесной и подземной.

Мать колдовства

В этой ипостаси Геката дошла до наших дней. Шекспир упоминал ее как вдохновительнице всех ведьм в "Макбете". Современные неоведьмы воспринимают ее тоже большей частью как покровительницу темного колдовства (не черной магии, но всяких ночных действ).

Геката Пропилея

Геката Защитница молодых и беззащитных столь известная в древние времена позже стала поверенной обиженных девушек и женщин, стремящихся вернуть свое женское счастье и для того прибегающих к чарам. В "Энеиде" (4 книга) к Гекате, перед тем как заколоть себя кинжалом, обращается брошенная Энеем возлюбленная, призывая месть богини на всех троянцев. Среди мистиков рубежа нашей эры Геката вновь возникла и почиталась как хранительница тайн и дорог, по которым идут избранные.

Покровительница свадеб и деторождений

Факелы по некоторым воззрениям могут трактоваться как классический атрибут богини деторождения. Также и Кассандра в "Троаде" Эврипида взывает к Гекате по этому поводу. Кинжал в руках Гекаты также ассоциируют с инструментом перерезания пуповины ребенка в момент рождения.

Геката - Энодия ("Дорожная")

Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков. Также Геката была спутницей (проводницей?) Персефоны Царицы Подземного царства. Возможно, в этой роли Геката была представлена в Элевсинских мистериях. В "Энеиде" (6 книга) Геката является покровительницей и "учительницей" Сибиллы Кумской, дав ей власть блуждать по дорогам Тартара.

Богиня пределов

Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное", "посюстороннее и потустороннее". Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат.


MAGNIKA-DAGON
 
magnika-dagonДата: Пятница, 06.03.2009, 16:37 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2000
Репутация: 100
Статус: Offline
Жертва Гекате

Геката принимает в жертву черных собак и щенков. Основной аспект принесения жертвы, основная физическая составляющая, принимаемая Богиней - кровь. Поэтому мучить жертвы не рекомендуется. Жертва убивается резким ударом жертвенного ножа по шее, кровь сливается в жертвенную чашу, после чего над кровью читается Hecast и кровь отдается земле - выливается на камни, в могилу или в яму. Нередко жертвы приносят на перекрестках заброшенных дорог. Тогда кровь оставляется на обочине.

Иногда в жертву приносится свежее мясо или кровь другого животного, если нет возможности достать кровь черной собаки.

Очень редко Геката принимает человеческую кровь. При этом необязательно и, более того, вообще нет необходимости в ритуальном убийстве. Вполне достаточно небольшого количества - буквально нескольких капель. Иногда Мастер сам приносит в жертву свою кровь.


MAGNIKA-DAGON
 
Форум » ФОРУМ » ЛУНА И ЛУННЫЕ ДНИ » Геката (Геката)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

MAGNIKA-DAGON © 2024